Наибольшие потери понес игорный бизнес (-53%), гражданская авиация (-46%) и домашние хозяйства с наемными рабочими (-35%). Последнюю сферу деятельности указывают как основную самые разные организации: от клининговых агентств до фитнес-центров.
По данным аналитиков, всего за год в России стало на 15% меньше ИП, а количество юридических лиц сократилось на 8%. Самым пострадавшим регионом стала Кабардино-Балкария - с апреля 2020 года в республике закрылись 20% юрлиц и ИП. За ней следуют Чечня (-19%), Дагестан (-17%), Пермский край (-16%) и Астраханская область (-15%).
Наилучшие показатели продемонстрировали Чукотка (-3%), Севастополь (-4%), Крым (-5%), Бурятия (-6%) и Адыгея (-7%).
Бизнес уже адаптировался к новым условиям и начал восстановление, заявили в пресс-службе Минэкономразвития. Так, по данным ФНС, в России с начала года число субъектов МСП увеличилось на 96 тысяч единиц. Сокращение числа ИП в ведомстве связали с перетоком предпринимателей в статус самозанятых.
При этом количество малых и средних предприятий, которые закрылись и прекратили свою деятельность, осталось примерно на одном уровне - в 2020 году было 622,8 тысяч единиц, в 2019 - 668 тысяч единиц. Тенденция к восстановлению видна и по количеству вновь созданных организаций - на 10 апреля 2021 года открылось 1 032,1 тысячи новых предприятий, а год назад этот показатель составлял 1 251,3 тысячи единиц, напомнили в Минэкономразвития. Численность занятых в МСП по итогам 4 квартала 2020 года составила 22,95 млн человек, среди которых 3,3 млн ИП и 1,5 млн самозанятых.
По данным ККТ, в 2021 году также увеличилась и совокупная выручка субъектов МСП. Если сравнивать с 2020 годом, то она в среднем рост составил 5,7 %. В таких отраслях как оптовая и розничная торговля, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания показатель вырос на 2 %. Дальнейшее восстановление бизнеса будет напрямую зависеть от скорости вакцинация населения, считают в министерстве.
ИП, в отличие от юрлиц, в большинстве случаев закрываются по воле самих предпринимателей, поэтому наиболее ярко отражают изменение делового климата в стране, считает аналитик данных компании "Контур" Владимир Савельев.
"Собственник может фактически прекратить работу и закрыть офис, но сохранить за собой юрлицо. Поэтому затруднительно точно сказать, сколько юрлиц сейчас работают в РФ. Но и здесь мы наблюдаем умеренный негативный тренд", - объяснил специалист.
Однозначно заключить, что на сокращение количества юрлиц и ИП повлиял только коронавирус и связанные с ним ограничения, нельзя, отметила руководитель проекта API Контур.Фокуса Елена Катаева. По ее словам, если говорить о предприятиях, которые не пережили пандемию, то чаще всего предвидеть негативный исход можно было заранее, а кризис лишь усугубил и без того шаткое положение организаций.