издается с 18792025купить журнал03

"Котошкать - значит, теребить"

В Шенкурске выясняют, на каком языке говорил Ломоносов

09 ноября 2021

Спецкор "Родины" продолжает путешествие по ломоносовскому маршруту - в этом году 310 лет со дня рождения ученого. Емецк и Антониево-Сийский монастырь остались за спиной. Чтобы свериться с ломоносовским путем, нужно свернуть в Шенкурск. А для этого - преодолеть реку Вагу по понтонному мосту....

Артем Локалов

Пока действует понтонный мост, связь Шенкурска с "большой землей" есть. А закроют - снова, как на острове.

Точный путь рыбного обоза, с которым шел в Москву Михайло Ломоносов, определить невозможно. Дело было зимой, часть пути проходила по руслам замерзших рек. Но миновать Шенкурск обозники никак не могли.

- Да, достоверных подтверждений, что Ломоносов был в Шеннкурске, нет. Но в то время это был действительно крупный город. И наверняка обоз пополнял здесь провиант, люди останавливались на ночлег, - говорит Татьяна Шунина, научный сотрудник Шенкурского краеведческого музея.

В Шенкурск можно попасть по понтонному мосту через реку Вага. / Артем Локалов
В Шенкурск можно попасть по понтонному мосту через реку Вага. Артем Локалов

К разговорам и говорам тут вообще относятся с особым вниманием.

- На каком языке говорил? - спрашивает Татьяна Шунина. - Понятно, что на русском, но, изучая его, вновь и вновь убеждаемся, что даже в соседних волостях были свои, особенные слова. Мы собрали уже больше двух тысяч таких. Например, слово "котошкать". Значит, "теребить", "щекотать". А в другой волости есть слово "котышкать", то есть раздергивать шерсть. Похожие слова, но - разные. Издать бы этот словарь, только денег ведь никто не даст...

Но глядя на активную Шунину, кажется, что она будет "котошкать" всех, пока музею не помогут с изданием словаря местных говоров.

Как на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предкиКак на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предки

Хотя Шенкурску такие книги сейчас не слишком интересны. Город скорее выживает. Народ собирает грибы и ягоды и сдает на заготовительные пункты - так можно кое-что заработать. Есть деревообработка. Все-таки уже не круглый лес сплавляют, как раньше, в Архангельск, а хотя бы частично перерабатывают.

Туризм в Шенкурске почти не развивается - город фактически утратил свое историческое лицо. Местные жители этому тоже способствуют, уничтожая красоту собственных домов, которые ставили еще их деды и прадеды.

- К сожалению, люди убирают украшения на своих домах, врезают пластиковые окна по фасадам, причем окна часто не соответствуют размерам, - сожалеет Татьяна Шунина. Но многие на это просто не обращают внимания. Красота - это духовная ценность. А такие ценности у нас сейчас не в чести. Они не обязательны. Вот и красота - что-то необязательное. И потом, чтобы была красота, нужно, чтобы люди не просто выживали, а чтобы у них были еще какие-то деньги. Хотя те, кто удовлетворил первичные потребности, традициями и культурой не шибко интересуются.

Важская улица в Шенкурске в начала ХХ века.
Важская улица в Шенкурске в начала ХХ века.

У местных жителей, в основном, интерес к традициям слабый. Для этого за предыдущие годы много сделано: разрушены памятники и храмы, несколько раз перевернута идеология. В Шенкурском уезде до революции была 121 церковь и 72 часовни. Теперь в руинированном виде осталось десятка два. Город лишился почти всех соборов. Причем рушили их русские же люди, а не интервенты, например, которые были здесь довольно продолжительное время. Стоит ли удивляться, что нынешние русские не знают и не ценят красоты.

Чем живут Холмогоры - знаковое место в жизни ЛомоносоваЧем живут Холмогоры - знаковое место в жизни Ломоносова

- К сожалению, многие люди, живущие здесь, считают Шенкурск дырой, искусства местного не знают и не хотят знать. Ни песен, ни икон, ни расписных прялок. Зачастую это не интересно ни родителям, ни их детям. А интересны исключительно развлечения, покупки, - разводит руками Шунина.

В музее пытаются перевернуть ситуацию. Например, проводят тематические встречи "Моя родословная" - чтобы вернуть людям связь с местом через историю предков, которые жили на этой земле. Тем более благодаря оцифрованным архивам информацию искать проще.

- Раньше я храмы жалела, а теперь все больше понимаю, что надо жалеть людей - и выбитый генофонд, и тех, которые теперь не знают о себе ничего, - признается Татьяна Шунина.

А самой посещаемой выставкой за последнее время в музее стала про историю милиции. Приехало полсотни полсотни полицейских со всего района. До революции "силовиков" на весь Шенкурский уезд было человек десять...

В следующей серии - о том, кто и как в Шенкурске создает удивительную посуду из бересты - из такой ел и пил и Михйло Ломоносов.

Предыдущие серии:

Как на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предки

Как на родине Ломоносова сохраняют промысел, которым он впечатлил Екатерину II

Как в Поморье строят суда по технологии ломоносовских времен

Почему рыбаки с родины Ломоносова больше не поставляют рыбу в Москву

Чем живут Холмогоры - знаковое место в жизни Ломоносова

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться