"Аллея кошмаров" Гильермо дель Торо: любуйся, но главное додумывай сам
"Аллея кошмаров" - это экранизация одноименного романа Уильяма Линзи Грэшама 1946 года. Роман уже был экранизирован в 1947 году режиссером Эдмундом Гулдингом ("Ангелы ада" 1930-го, "Гранд Отель").
Сюжет разворачивается в 1939 году и рассказывает историю молодого человека по имени Стэнтон Карлайл, которого играет Брэдли Купер ("Области тьмы", "Снайпер", "Звезда родилась"). Человек с тёмным прошлым, о котором мы узнаем из коротких флэшбэков в начале фильма, присоединяется к путешествующему карнавалу различных аферистов и люмпенов. Это - завязка сюжета. Звучит интригующе? Да. Но проблема в том, что только звучит.
Экспозиция, которая должна ввести зрителя в курс дела, практически отсутствует. Вместо раскрытия персонажей и их мотивации режиссер целый час радует зрителя красивыми кадрами и мистификацией происходящего. Зрелищно? Да. Бессмысленно? Абсолютно. К примеру: персонаж Купера за целый час завязки фильма почти не раскрывается. Зрителю не рассказывают про него ничего, что сформировало бы цельную, вписанную в канву повествования личность. Он быстро и без объяснений обретает те качества и навыки, которые необходимы для успешного афериста. Предпосылки, арка персонажа? Нет. Зато как же интригующе! Вот ты смотришь на эту всю эту красоту и ждешь, что "вот, вот - и выстрелит", и будет кому и за что сопереживать, и появится глубина... Но сюжетные ходы уж слишком предсказуемы, а персонажи уж слишком шаблонны.
Безусловно талантливый актерский состав в этой картине особо ничем не удивляет. Хотя проблема нисколько не в актерах, а в плоскости персонажей, которых они играют. Для экранизации такой истории - о непростых людях и еще более непростых временах - они слишком банальны. Интересные персонажи же тут фигурируют лишь в развязке и имеют недолгие, второстепенные роли.
Хорошего в фильме тоже много. Авторские композиционные решения и в целом высокое качество проработки картинки с точки зрения цветокоррекции, реквизита и атмосферы приятно радуют. Ожидать меньшего от такого визионера, как Гильермо дель Торо, было бы наивно. К музыкальному сопровождению тоже вопросов нет, оно прекрасно дополняет и без того мрачную и мистическую атмосферу фильма. Стоит также отдельно выделить Уиллема Дефо ("Маяк", "Антихрист"), который играет начальника ярмарки Клема и которого, к большому сожалению, преступно мало.
Развязка и концовка, в отличие от книги и первой экранизации, более пессимистична и кровава. Оправдано ли это? Сложно сказать. После просмотра фильма остаётся ощущение недосказанности, хотя, казалось бы, все арки персонажей, какими бы они интересными и проработанными ни были, в полной мере завершены. Но хочется чего-то большего, чего-то противоречивого и вызывающего, как было в оригинале. И ты ждешь этого, но, по сути, получаешь только пробник - "додумывай сам". И это было бы ничего, если бы "Аллея кошмаров" не была экранизацией сложного и богатого на смыслы романа, который не только задает вопросы, но и дает ответы.
Но хотя "Аллею кошмаров" сложно назвать хорошей сценарной работой, её нельзя назвать плохим кино. Гильермо дель Торо взял форму и образы оригинала, но не сумел наполнить их содержанием в той мере, в которой это позволило бы раскрыть изначальный замысел романа. С другой стороны, он снял визуально красивую и атмосферную картину, которая радует глаз. Смотреть стоит. А потом - бежать читать оригинал.