В новом фильме "Айта", который Бурнашев приехал представлять в Москву не один, а с довольно большим составом съемочной группы, в кадре практически все время идет дождь. Дело происходит в якутской деревеньке, и становится понятно, что сильные морозы - не единственная погодная беда здешних мест. Однако жители деревни словно не замечают плохой погоды - их головы заняты другим. Школьница Айта, дочь уважаемых родителей, решила покончить жизнь самоубийством. Мать нашла девочку случайно, успели отправить в больницу, но вот в сознание она никак не приходит, и понять, что случилось, толком никто не может.
Большая часть действия - в полицейском участке. Волей случая один из полицейских - Афанасий (Афоня) - в роковой вечер подвозил девочку-подростка домой. И вот уже слух опережает реальность, чему способствуют еще и соцсети. На Афанасия вешают всех собак, и становится ясно - народная месть будет жестокой. Закону никто не верит. Парню не выжить. Полицейский Николай Сирдитов, внутри которого кипят отцовские чувства (его дочь - ровесница той, о которой говорит вся деревня), тем не менее выбирает сторону закона - вначале нужно разобраться. Но никто его не слушает - мужики решают расправиться с Афанасием, которого Николай прячет в камеру в полицейском участке как основного подозреваемого. А мужчины тем временем готовят штурм участка...
Парадоксально, но фильм Бурнашева не может не вызвать ассоциаций с картиной казахского режиссера Адильхана Ержанова "Штурм". Там герои - жители деревни - оказываются отрезаны от внешнего мира снежной бурей. А тем временем в школе в заложники захвачены дети. И нескольким отважным людям приходится идти на штурм школы.
У Бурнашева также деревня отрезана от всех - из -за дождя размыло дороги. Николай с местной администрацией хотят вывезти Афоню из деревни, чтобы уберечь от расправы. Но и вертолет не долетит. Один путь - по воде. Но "мстители" делают и его невозможным. Страсти накаляются до предела. Деревенские женщины бьют сожительницу Афони - якутскую девушку. Непогоду и стихию людских эмоций не остановить - как и проливной дождь.
В фильме есть еще один интересный момент, связанный с тем, что Афоня - русский. Вроде бы внутри одной страны, но он для местных "пришелец". Часть тех самых, которые "понаехали", и "от кого все беды". Для якутов все русские на одно лицо, для русских - якуты. Об этом говорят в картине.
Казалось бы, как всегда в современном якутском кино, все сделано очень просто, на грани с притчей, бюджет у картины небольшой. Основные локации - полицейский участок, да пара-тройка домов односельчан. Однако же ощущений при этом фильм дает не меньшие, чем иной крупнобюджетный сериал на похожую тему. История оборачивается триллером с элементами "якутского нуара" и при просмотре невольно думаешь - что это тот случай, когда большие денежные затраты эквивалентны не меньшим душевным. Люди везде одни и те же и ведут себя похоже: в масштабах и государств, и деревень. Главное в таких случаях - законным путем добраться до правды. Что и делает режиссер, автор сценария и продюсер Степан Бурнашев в фильме "Айта".