15.02.2024 15:38
Поделиться

Компания "Татнефть" переработает старые шины со всей страны

Компания "Татнефть" открывает площадки по сбору и переработке изношенных шин во многих регионах России. Использованные шины вовлекаются в рециклинг - переработку для выпуска аналогичной продукции. Это один из механизмов реализуемой в компании экономики замкнутого цикла. С одной стороны, компания формирует культуру ответственного отношения к окружающей среде, с другой - создаст до полутора тысяч новых рабочих мест. И потребитель получит новую продукцию.
Пресс-служба ПАО "Татнефть"

Пункты открываются по всей стране

Точки сбора и переработки отработавших шин создаются в 17 городах России: Санкт-Петербурге, Орехово-Зуево, Подольске, Новосибирске, Красноярске, Омске, Кемерово, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Волгограде, Зернограде (Ростовская обл.), Воронеже, Нижнем Новгороде, Самаре, Лениногорске и Нижнекамске. Специальные контейнеры для поношенных покрышек уже установлены на семи АЗС компании в Альметьевске, Лениногорске, Заинске, Бавлах и поселке Карабаш.

Это только первый этап реализации проекта. На втором будет создано еще 17 площадок. Сейчас ведется подбор персонала на производство. Ориентировочно это около полутора тысяч новых рабочих мест.

- Уже сейчас налажена переработка шин на участках в Кемерово, Зернограде и Лениногорске, - говорит начальник Управления вторичных ресурсов Ильдус Хафизов. - Еще на десяти площадках смонтированы линии по первичному измельчению использованной резины.

"Татнефть" недавно представила свой экологический проект по рециклингу шин на выставке "Россия" на ВДНХ.

Безотходное производство

В чем же фишка экономики замкнутого цикла? Для "Татнефти" нет понятия отходов производства. Все это сырье для создания новой продукции. Такой подход снижает нагрузку на окружающую среду и приносит эколого-экономический эффект. Переработку использованных шин "Татнефть" рассматривает как зеленую технологию по выпуску новой продукции - рециклинговой шины.

Фото: Пресс-служба ПАО "Татнефть"

Процесс переработки отработанных шин непростой, и делится он на несколько этапов. Сначала из них извлекаются металлические элементы, которые будут сданы в металлолом, а сама резина разрезается на куски, измельчаемые впоследствии в крошку. Следующим этапом крошка отправляется на установку пиролиза, где из нее получают газ, жидкость и углеродный остаток.

Каждый из трех продуктов пиролиза очень ценен. Жидкость - пироконденсат - направляется на установки нефтеперерабатывающего комплекса "ТАНЕКО". Там он проходит несколько стадий переработки, в результате чего из него выделяется изобутан - сырье для производства каучуков. Изобутан поступает на нефтехимическое производство, где в конечном итоге из него получается изопреновый каучук - сырье уже непосредственно для производства шин. Таким образом, отработанная шина становится сырьем для производства новой - рециклинговой шины.

Пиролизный газ направляется на нагрев барабана реактора пиролизной установки, а твердый углеродный остаток вовлекается в производство технического углерода.

Акцию активно поддерживают

Каждый год в стране образуется порядка миллиона тонн отработавших свой век автомобильных шин. Ладно бы автомобилисты выбрасывали покрышки в специализированные места утилизации! Но только треть из них попадает на переработку. Остальные оказываются на многочисленных несанкционированных свалках. И эти залежи начинают приобретать угрожающие размеры.

Фото: Пресс-служба ПАО "Татнефть"

Как правило, б/у шины оставляют на обочинах дорог, в лесопосадках, на окраинах населенных пунктов, на стихийных мусорных свалках, сбрасывают в водоемы. В общем, где придется. К сожалению, культура бережного отношения к окружающей среде развита далеко не у всех.

"Татнефть" активно внедряет эту культуру. В компании часто проходят экологические акции. Только в прошлом году их было проведено больше тридцати. В результате ликвидированы свалки шин в Нурлате и Альметьевске, а в Актюбе в рамках экологического проекта было собрано более ста тонн использованных шин. И эта работа продолжается.

Но почему важно утилизировать и перерабатывать старые покрышки? Вышедшие из употребления автомобильные шины считаются отходами 4-го класса опасности. В условиях естественной природной среды они разлагаются более ста лет. Все это время в почву и воду проникают ядовитые органические соединения. При сжигании одной тонны покрышек в воздух попадает 250 килограммов сажи и 450 килограммов ядовитых газов.

Вот почему проект "Татнефти" по сбору и рециклингу шин важен не только для Татарстана, но и для всей России. В процесс сбора отработанной автомобильной резины активно включились транспортные компании, муниципалитеты, автодилеры, а также сами граждане. С начала действия проекта уже было собрано 40 тысяч тонн старых покрышек.

Реклама, ПАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина, ИНН 1644003838

erid: 4CQwVszH9pWvoy22sJY