Всего в этом году на конкурс было подано 400 заявок, включающих 1200 предметов от мастеров из всех регионов страны. Работы рассматривались членами жюри в 10 номинациях. Впервые в этом году появилась студенческая номинация.
Все работы очень разные по стилю, характеру, направленности, материалам. Каждая из них - настоящее произведение искусства, наполненное глубоким содержанием.
Например, кольцо "Фиолетовый портал" Алексея Зубова заняло первое место в номинации "Нетрадиционные материалы и новые технологии". Оно необычной формы - внутри круглое, а внешне напоминает очертание куба, который не имеет двух сторон. Для его изготовления мастер использует сразу и драгоценный металл - золото, титан, с помощью которых выполнен орнамент. Изделие украшено аметистом с необычной огранкой. Если смотреть на кольцо сверху, то как будто погружаешься в бездну, перемещаясь сквозь время и пространство.
Среди победителей конкурса есть работы мастеров, которые в своем творчестве обращаются к теме защитников нашего Отечества - участникам специальной военной операции.
Василий Воробьев, известный мастер оружейного дела, работа которого заняла первое место в номинации "Авторское художественное холодное оружие: классика в оружейном деле", специально для выставки выполнил художественную композицию, назвав ее "Объект 2024. Белгород".
"Автор живет в Белгороде, во время одного из налетов снаряд попал в соседний дом и разорвался в нем. К счастью, семья, которая там проживала, не пострадала. А мастер попросил у военных отдать ему часть этого снаряда. Она и стала главным элементом композиции", - рассказывает "РГ" председатель жюри конкурса, кандидат искусствоведения, главный эксперт Гохрана России Вероника Волдаева. Внешне объект напоминает косу, в нижней части которой размещен осколок ракеты.
"Василий Воробьев сделал из ракеты мирный предмет, он как будто объясняет, что мы - мирные люди, но мы будем защищать Отечество и превращать враждебный металл в мирный", - продолжает она.
Мастера Гильдии оружейников России делали оружие для солдат и офицеров, находящихся на передовой - ножи для рукопашного боя. Но на выставке, конечно, представлены не они, а их художественные работы. Например, нож, выполненный по мотивам картин художника Константина Васильева. Или кабинетная композиция "Империя Третий Рим", в ее центре - нож с изображением царя Ивана III, который считался собирателем земли русской. При изготовлении ножа использовалась гравировка, эмаль. Студентка Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе, призер Чемпионата России по огранке цветных камней 2022, 2023, 2024 годов Анна Рогова создала в технике художественной огранки фианит весом 151,50 карат сине-голубого цвета, назвав его "Героям России". Ее работа заняла третье место в номинации "Мастерство художественной огранки".
"Автор сделала сложную огранку. Когда смотришь на площадку этого камня, то видишь выграненные пять звезд, которые символизируют пять главных качеств наших воинов - мужество, силу, милосердие, веру и любовь к Отечеству", - поясняет Вероника Волдаева.
Заслуживает внимания коллекция работ уральских камнерезов, которую представляет Фонд поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых. Так, образ храма "Покрова на рву" создавался мастерами студии камнерезного искусства "Святогор" в Екатеринбурге в течение четырех лет, с 2019 по 2023 год. Для этого были использованы красный и серый мрамор, кахолонг, яшма нескольких цветов офиокальцит, лазурит, агат, кремень, аметист, металл. В итоге композиция максимально точно передает облик известнейшего храма-памятника, заметны даже следы времени на его стенах. Это не просто архитектурная модель, здесь воплощена идея храма как Града Божия на земле, он как бы парит между небом и землей.
Помимо работ современных ювелиров, посетители выставки смогут полюбоваться изделиями, выполненными мастерами лучших ювелирных домов дореволюционной России. Почему такое соседство? Как пояснил "РГ" руководитель Гохрана Андрей Юрин, современные мастера в своем творчестве не копируют работы замечательных мастеров прошлого, а, опираясь на те традиции, которые существуют в русском ювелирном искусстве, идут вперед - разрабатывают новые уникальные технологии обработки материалов, воплощают новые образы, используют новые методики. "Поэтому задача совместного проекта Гохрана России и Государственного исторического музея - дать посетителям выставки возможность почувствовать связь времен, продолжение традиций замечательных ювелиров прошлого в творчестве мастеров сегодняшнего дня", - сказал он.
Работы лучших современных ювелиров время от времени пополняют Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней - коллекционеры передают их в дар.
Выставка "Россия - любовь моя! Искусство ювелиров России. XIX-XXI век" будет открыта для посетителей до 24 марта.