В прошлом году в регионе было застраховано около тринадцати процентов общего объема посевных площадей. И всего девять хозяйств застраховали в общей сложности 193 тысячи голов скота.
- В нашем районе никто не страхуется, мы не верим в этот механизм, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель одного из ведущих сельхозпредприятий Новосибирской области.
И это при том, что половина размера страхового взноса (независимо от того, наступит потом страховой случай или нет) возмещается средствами федерального бюджета. Так, в этом году региону выделено 41,7 миллиона рублей на поддержку страхования посевных и 17,1 миллиона - на страхование поголовья. Эти суммы могут быть увеличены, если процесс пойдет более активно.
Как сообщила заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Татьяна Вилкова, в 2024 году застрахованным сельхозпредприятиям было направлено в общей сложности 67,3 миллиона рублей господдержки (из них 50,4 миллиона получили растениеводческие хозяйства). Возмещение по наступившим страховым случаям составило 39 миллионов рублей.
Замминистра напомнила, что если в 2023 году было застраховано 108 тысяч гектаров посевных угодий, то в 2024-м - уже 255 тысяч, то есть в 2,3 раза больше. Положительная динамика в целом очевидна, но доля застрахованных посевов по-прежнему незначительна.
Представители страховых компаний недоумевают: ведь взнос за один гектар - всего сто-пятьсот рублей. В целом небольшие деньги в масштабе всех трат на посевную (семена, удобрения, солярка, зарплата и так далее). Но страховка не снимает головную боль за урожай.
- В прошлом году крестьяне пострадали от непогоды, засухи, но возместить ущерб смогли не все, так как не доказали его, - отметил на заседании аграрного комитета Законодательного собрания Новосибирской области председатель комитета Денис Субботин. - Мы не первый год призываем страховать посевные от погодных и природных рисков. Руководители хозяйств должны быть уверены, что при наступлении страхового случая им возместят потери.
Правительство РФ ставит задачу: агрострахованием должно быть охвачено сто процентов посевных площадей и все поголовье сельскохозяйственных животных. Подчеркивается, что таким образом государство поддерживает именно аграриев - в страховых компаниях уверяют, что никакой выгоды страхователи не получают. Тогда почему столько недоверия к этому инструменту?
Первое, что оказывается на поверхности, - разобщенность ведомств и сельхозпроизводителей. Одни не могут получить справку от Гидрометцентра, подтверждающую погодные катаклизмы, другие не выходят из кабинетов в ожидании, что фермер или руководитель колхоза в разгар посевной или уборочной рванет в областной центр собирать справки и доказывать, что град убил весь урожай.
- В прошлом году мы убедились, что очень сложно доказать сам факт наступления страхового случая, а процедура взыскания страховой выплаты является длительной, сложной и достаточно дорогостоящей. И не каждый аграрий может себе позволить бодаться со страховой компанией, - говорит руководитель ассоциации фермерских хозяйств Ордынского района Станислав Давыдов. - В таких условиях очевидно, что фермеры отказываются от агрострахования, так как не верят в возможность получить достойное страховое возмещение.
В случае Станислава Давыдова Росгидромет так и не дал заключение о том, что имел место страховой случай, а страховая компания отказалась провести независимую экспертизу. Фермер готовится к судам.
Представителей аграрного сектора возмущает и тот факт, что вся господдержка сельхозтоваропроизводителей привязана к страхованию урожая: нет полиса - значит, нет и господдержки, либо она будет уменьшена. В итоге аграрии приобретают самый дешевый полис, чтобы только получить субсидию.
Начальник Западно-Сибирского управления по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Гидрометцентра) Анна Лапчик отметила, что задача ведомства - оперативно делиться информацией с областным минсельхозом, а доводить ее до муниципальных районов не входит в обязанность синоптиков. При возникновении страхового случая природного характера заинтересованное лицо должно обратиться в Гидрометцентр и пригласить его специалистов для засвидетельствования ущерба и установления неблагоприятных или опасных природных явлений, которые могли к этому привести. Тогда, обещают в управлении, в течение трех суток будет составлен акт о возникновении опасного природного явления.
Руководители хозяйств жалуются на то, что во время проливных дождей добраться из районов в центр проблематично. И, может быть, достаточно послать фотографии или видеосъемки по электронной почте. Однако заморозки или засуху вряд ли снимешь обычным смартфоном.
- Скажем, я как руководитель предприятия купил страховку у страховой компании, то есть оплатил услугу. И вот наступил страховой случай, а я должен куда-то бежать, с кем-то договариваться. Да не должно быть так, - рассуждает депутат Андрей Биль. - Я должен позвонить своему страховщику в страховую компанию и все. Пусть приезжает и разбирается, разговаривает с Росгидрометом, с минзельхозом. Откуда крестьянам взять столько человеческих ресурсов и времени на общение с различными ведомствами?
Члены комитета считают, что в региональном минсельхозе должен быть сотрудник, который бы курировал работу, связанную со страхованием в сфере АПК, и мог оперативно отвечать на все вопросы сельхозпроизводителей.
Денис Субботин, председатель комитета Заксобрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
- За агрострахованием будущее. Это единственная возможность обезопасить себя от последствий непростых погодных и природных явлений. Но сам процесс нужно сделать более понятным и прозрачным для крестьян. Деньги при наступлении страхового случая крестьянам должны выплачиваться в полном объеме и в установленный срок.
Господдержка предоставляется при страховании посевов зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей. Первые взносы в размере сорока-пятидесяти процентов оплачивает сельхозпроизводитель, остальное - федеральный бюджет. Сельхозпроизводителям нужно обратить особое внимание на своевременное заключение договора страхования, оплату страховых взносов согласно условиям договора и выбору оптимального страхового покрытия.