Ван Клиберн (фортепиано), первый победитель Конкурса Чайковского (1958)
Американский пианист Ван Клиберн- До конца жизни я люблю Россию. Она дала мне очень много: она дала мне имя. С того момента, как 26 марта 1958 года я сошел с самолета в Москве, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и доброты, которая окружает меня здесь до сих пор. Как музыкант, знаю только одно: когда ты выходишь на сцену, даже человек на балконе должен понимать, что ты хочешь ему сказать. Каждый исполнитель - это слуга музыки. Его обязанность - донести до каждого слушателя, сидящего на самом дальнем ряду, понимание произведения композитора. Скажем, вы видите или слышите что-то красивое, и композитор, когда писал сочинение, тоже чувствовал что-то красивое.
Вы должны вот так вздохнуть: красота! Ее никогда не бывает слишком много. Вот гадости бывает слишком много. Но никогда не бывает слишком много красоты! Всем конкурсантам я желаю большого счастья. Они обязательно будут счастливыми, потому что классическая музыка имеет большое духовное предназначение. А концерты только помогают жить. У каждого человека в этой жизни есть проблемы. Но когда вы приходите на концерт, играете сами или слушаете, все плохое из вашего сознания уходит.
(из эксклюзивного интервью Вана Клиберна "Российской газете", которое он дал на предыдущем XIV конкурсе Чайковского в 2011 году)
Александр Рудин (виолончель), народный артист России (VII Конкурс,1982)
- Конкурс - это живой организм. Он меняется так же, как меняются люди и время, как "взрослеет" само исполнительское искусство. И Конкурс имени Чайковского - не исключение. Первый конкурс, в котором принимали участие виолончелисты, прошел в 1962 году. Я принимал участие в Шестом и Седьмом конкурсах; был членом жюри нескольких состязаний. Нынешний Конкурс Чайковского особенный, поскольку он проходит в год юбилея Петра Ильича. Именно в такие моменты возникает потребность по-новому посмотреть на наследие композитора, подойти более внимательно к его творчеству, задуматься над тем, что написано в нотах, и как бы заново проникнуться уважением к его личности.
Это факт, что темп нашей жизни нарастает, и мы живем в не очень художественное, слишком быстрое время. Мы больше озабочены околомузыкальными и внемузыкальными проблемами. И это отражается на исполнении. Сегодня чаще играют машинально, идут по накатанному пути - играют, как принято, как нравится жюри, как играли педагоги и пра-педагоги. Мы не смотрим в корень! Но именно на этом конкурсе есть лишний повод вглядеться в творчество Петра Ильича, прочувствовать как бы заново, что несет эта музыка. Поэтому я хочу пожелать конкурсантам, чтобы у них, кроме задора и огромного желания победить, было бы глубокое музыкальное понимание того, ради чего они выходят на эту сцену.
.
Лиана Исакадзе (скрипка), народная артистка СССР (IV Конкурс, 1970)
- Я очень рада, что принимаю участие в работе Пятнадцатого конкурса и уверена, что все будет хорошо, потому что в нашем жюри - великолепные музыканты. Войти в состав жюри мне предложил Валерий Гергиев, и это очень почетно. В чреде напряженного гастрольного графика - концерт в Карнеги-холле с моим оркестром World Chamber Ensamble Virtuosis - я успеваю попасть на Конкурс Чайковского. Уверена, что у нас, членов конкурсного жюри, не будет разногласий, ведь вместе со мной слушать и оценивать музыкантов будут Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Мартин Энгстрём - мои большие друзья. Я сужу абсолютно честно: один раз по этой причине даже был скандал на Конкурсе Чайковского.
Я думала, меня больше не позовут, а меня пригласили и назначили Председателем жюри XI Конкурса. Очень надеюсь, что на этом Конкурсе наши ожидания оправдаются, и мы услышим очень талантливых скрипачей. Главное, чтобы они играли не для того, чтобы обязательно победить. Исполнение должно быть естественным - от сердца, от души. Это самое главное. Когда я участвовала в Конкурсе, мне в голову не приходило, что смогу стать лауреатом, хотя меня и готовили на первую премию. Тогда рядом со мной выступали потрясающие музыканты, и каждый из них был достоин первого места - Гидон Кремер, Володя Спиваков. Все события того Конкурса были очень волнующими и врезались в память на всю жизнь. Я не ставила своей целью победу, а стремилась к искренности и правде в музыке. Вот этого я всем и желаю!
Николай Луганский (фортепиано), народный артист России (X Конкурс, 1994)
Музыкант Николай Луганский- Конкурс Чайковского - колоссальное событие для Москвы, России и мира. Для меня он не столько связан с участием, сколько, наверное, с моими детскими впечатлениями: где-то с 82-го года я как слушатель регулярно посещал его. Мои впечатления от Конкурса - это и общая атмосфера июня, и замечательные пианисты: Владимир Овчинников, Питер Донохоу, Барри Дуглас, Борис Березовский. Сам я человек "не конкурсный". Мне всегда было очень трудно и некомфортно там играть. На моем Конкурсе Чайковского не присудили ни одной первой премии. Это никак не повлияло на мою международную карьеру: многие из моих импресарио даже не знали, что я участвовал в Конкурсе Чайковского. А вот на мою российскую известность это повлияло очень положительно. И многие считали, что мне несправедливо не дали первую премию, и из-за этого, может быть, стали относится ко мне еще лучше. Так что, благодаря Конкурсу Чайковского, я стал известен в России.
Но все-таки на конкурсе мысль, что тебе ставят оценку, очень давит. Это не нормально для музыканта: кого-то это калечит, кому-то просто мешает, а кто-то обладает настолько сильной личностью, что просто играет в свое удовольствие, не думая о том, что ему ставят баллы. Такие люди обычно и становятся победителями! В этом году на Конкурсе - замечательное жюри: мой последний учитель Сергей Леонидович Доренский и великолепные музыканты, которых я знаю. Уже говорят, что и участники - очень интересные пианисты. Я обязательно приду их послушать.
Борис Березовский (фортепиано) (IX Конкурс,1990)
- Конкурс Чайковского - большой праздник для всех любителей музыки. Уникальная атмосфера, много ярких и замечательных имен. Лично для меня Конкурс Чайковского - особая история. На моем Конкурсе был мистический для меня случай: когда я вытащил на жеребьевке N 100, то сразу понял, что стану победителем, потому что 100-й номер - это, как попал в яблочко! Конечно, судьба победителей Конкурса складывается по-разному: чаще - удачно, иногда - не очень. Но по большому счету, важна не премия, которую музыкант получил, а то, что люди запомнят личность музыканта, его индивидуальность и будут слушать именно его. Поэтому на Конкурсе Чайковского мне больше всего нравится публика. Люди приходят, слушают, активно участвуют, поддерживают тех, кто им нравился - вот это самое ценное, и именно это нужно сохранять и поддерживать.
Именно в этом жизнеспособность Конкурса - в сопереживании московской, а теперь и питерской публики. Когда исчезнет этот интерес, Конкурс потеряет смысл. В этом году я сижу в жюри, и уже могу сказать после предварительного прослушивания, что будет невероятное количество талантливых музыкантов, а четверо или пятеро пианистов точно заслуживают первой премии, - и все они русские! Иностранцы так ярко себя пока не проявили, может у них все впереди. Дальше все решится по ходу состязаний - удачных или менее удачных исполнений. И публика здесь сыграет свою невероятно роль. Так что приходите, болейте, поддерживайте своих любимых пианистов!
Михаил Казаков (бас), Заслуженный артист России (XII Конкурс, 2002)
- С момента основания Конкурс Чайковского был знаковым событием для нашей страны. Он, как театр, отражал всю нашу жизнь, все, что происходило у нас в обществе и в мире. С течением времени внимание к Конкурсу то ослабевало, то возрастало. Но к нынешнему состязанию будет приковано пристальное внимание: он собирает мощные музыкальные силы России и мира. Со всех стран сейчас съезжаются участники и члены жюри, и ни одно соревнование в мире сейчас не сравнится с Конкурсом Чайковского по концентрации творческих сил. Для меня с детства этот Конкурс воспринимался по-особому: в советские годы великие музыканты получали на нем премии и входили в состав жюри. Они были для меня наравне с космонавтами - люди-герои. Именно так и должны восприниматься его победители. И в моей судьбе Конкурс Чайковского, безусловно, сыграл огромную роль.
После победы на Конкурсе у меня появилось много различных предложений в России и за рубежом. Очень важно и общение с выдающимися членами жюри: даже несколько слов от маститых певцов дают многое. В 2002-м все было волнительно и тревожно. Я практически не слушал других конкурсантов, ведь это отнимает силы. Но такой маленький штрих: Ирина Константиновна Архипова уже не была на моем Конкурсе председателем жюри, но регулярно посещала прослушивания в Колонном зале. А когда после объявления результатов я позвонил ей, она сказала: "По-другому и быть не могло". Такое запоминается на всю жизнь. На нынешнем Конкурсе для меня замыкается круг: от участника конкурса, затем его победителя, до члена конкурсного жюри. Это очень символично для тех, кто прошел "жернова" конкурсной борьбы. Я по-другому буду воспринимать людей, стоящих на сцене.
Зураб Соткилава (тенор), народный артист СССР (IV Конкурс,1970)
Тенор Зураб Соткилава- Конкурс Чайковского - великое начинание! В свое время его значимость была очень-очень высокой, лауреаты становились мировыми знаменитостями. Но сейчас, что касается вокалистов, - он не такой весомый; не настолько помогающий певцам, как это было раньше. Сейчас художественный руководитель любого знаменитого театра устраивает свой собственный конкурс и набирает певцов, которые ему нужны. И они тут же получают контракты. Поэтому и Конкурс Чайковского среди вокалистов надо сегодня проводить так, чтобы члены жюри являлись представителями таких театров, как Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Большой театр. Вот тогда победителям будет уготована большая карьера.
А участникам нынешнего состязания хочу пожелать победы! Даже если кто-то проиграет, пусть не расстраивается: хороший музыкант не всегда определяется именно в этот момент.