В первом тоже было чем поживиться любителям расчлененки. Но тогда "Фортитьюд" сначала лишь убедительно притворялся скандинавско-нуарным детективом, примерзшим к мистическому хоррору, а затем переобулся в лавкрафтовую энтомологическо-криптоархеологическую фантастику - до некоторой степени научную. Во втором детективная составляющая выветрилась до остаточных следов, зато вернулась мрачная мистика, сгустившаяся и приобретшая яркий бордовый оттенок: кровожадные бесчинства представлены в больших количествах и богатом ассортименте - включая сакральное самооскопление.
Улицы и окрестности тихого городка на Шпицбергене наводняют безглазые люди, причем как мертвые, так и живые (ходячие, по крайней мере). Безголовые тоже попадаются, чуть реже. Даже собачек не щадит коса сценария, а двуногих вообще выкашивает за милую душу и складывает снопами, совершенно не беспокоясь об их первостепенности и прежних заслугах. От участи быть жестоко умерщвленным не застрахован никто ("Фортитьюд" успешно следует за главными сериальными трендами). И это, безусловно, хорошо, потому что внезапно. От Стэнли Туччи, игравшего британского сыщика, как мы помним, избавились ровно тогда, когда его линия была исчерпана - преступление раскрыто, мавр может уходить. Поступать с персонажем так - некрасиво, неизящно, это превращает его из человека в функцию. А вот обрубить на полпути к цели, к распутыванию загадки - другое дело. Почти по-человечески. Тут молодцы, тут исправились. Где-то, положим, переборщили немного. Ну да с кем не бывает.
Доисторическим осам из мамонтовых трупов пришлось подвинуться с места основного корня здешнего зла - оно и понятно, свирепые букашки геометрически растущие темпы убывания населения в одиночку не осилили бы. Хотя и продолжают где-то фоном зловеще жужжать. Такими инструментами возмездия зарвавшемуся человечеству создателям шоу разбрасываться негоже.
Но зло теперь повсюду. Бывшая градоначальница смещена с поста неприятной наружности носатым мужичком со свинячьими глазками, и этот тип прибыл явно не цветочки сажать. Как и женщина-ученый, исследователь из фармацевтической корпорации, тоже пришлая. Из положительных новобранцев - пожилой рыбак в исполнении Дэнниса Куэйда с проблемной семьей: жена смертельно больна, сын - подросток-наркоман.
Вдруг самым неожиданным образом реабилитированная бесовщина сливается с научно-фантастическим кошмаром в не поддающийся осмыслению союз. То есть одно и то же явление, от которого все кругом страдают, объясняется одновременно взаимоисключающими методами: рационально-эмпирическим и сверхъестественным родом из североевропейского аналога Черного вигвама. Или, если угодно, Черного иглу.
Потустороннее антагонистически олицетворяют двое: молодой смуглый шаман, выступающий на стороне добра (своеобразного такого, знаете ли) и старый знакомый, полицейский Дэн. Его метаморфоза - несомненно удачнейшая находка второго сезона. Из обремененного трагической любовью симпатичного горемыки он на глазах превращается в демоническое исчадие с невероятно тяжелым взглядом и совершенно неясными намерениями. Но, судя по обжигающе-ледяному темному блеску в глазах, демонстрируемому с изрядной (даже, пожалуй, слегка чрезмерной) периодичностью, все прочие, кто затевает в Фортитьюде недоброе, по сравнению с ним - что Чебурашка рядом с Бармалеем.
"Фортитьюд" подрастерял в нуарной атмосферности, однако вместе с тем парадоксально стал еще более нуарным - в буквальном смысле: чернота (метафизическая в большей степени) стала непроглядной. Нет былого ощущения гнетущей изоляции, затаившейся в полярной ночи неведомой угрозы, прячущихся за сугробами тайн. Кто стоит за новыми убийствами, гадать вообще приходится недолго, вопрос вскоре поворачивается обратной стороной: кто за убийствами (до сих пор) не стоит?
К финалу все "хорошие" либо мертвы, либо пребывают в состоянии не сильно лучшем (либо морально, либо физически, либо морально и физически), и, честно говоря, последний эпизод оставляет в крепком сомнении по поводу шансов на итоговый хэппи-энд. Что для такого сериала, как "Фортитьюд" - неоспоримый, стопроцентный плюс.
4.5