16.12.2017 13:15
Кинократия

"Молодой Морс": сельская пастораль и молодые годы будущего инспектора

Текст:  Юлия Авакова

В этом году на экраны вышел четвертый сезон "Молодого Морса" (Endeavour), посвященный первым шагам на профессиональном поприще знаменитого инспектора, детища британского писателя Колина Декстера, ушедшего в этом году. Один из его литературных героев приобрел особо широкую известность как в Соединенном Королевстве, так и в нашей стране - благодаря сериалу "Инспектор Морс" (Inspector Morse) о буднях незаурядного оксфордского сыщика.

Читать на сайте RG.RU

После завершения проекта в 2001 году на телеканале ITV решили снять спин-офф под названием "Льюис" (Lewis) - новое произведение о помощнике инспектора вышло на экраны 2006-м и просуществовало целых девять сезонов. В 2012-м началась новая эпоха, так как было решено пролить свет на процесс становления незаурядного сотрудника полиции. Так появился "Молодой Морс", создавший замечательные условия для раскрытия актерского таланта Шона Эванса и предоставивший зрителям в очередной раз насладиться игрой Роджера Аллама.

Режиссерская команда, в которой присутствуют профессионалы, причастные к созданию таких сериалов, как "Шерлок", "Сага о Форсайтах", "Доктор Кто", "Виктория", "Табу" и даже датское "Убийство" (Кристофер Нюхольм), потрудились на славу и сочинили интересную историю, сумевшую, по иронии судьбы, в самом начале года привлечь на свою сторону часть разочарованной аудитории "Шерлока". На ITV, судя по всему, присутствуют люди, до сих пор глубоко неравнодушные к атмосфере шестидесятых и семидесятых, ведь в этой работе то и дело проскакивают параллели с недавно вышедшим "Мегрэ" (Maigret) с поразительно глубоким Роуэном Аткинсоном в главной роли.

"Доверься мне": медицинский сериал с будущей Доктором Кто Уиттакер

Несмотря на очевидную комичность русскоязычного названия сериала, нельзя не согласиться, что в чертах молодого следователя присутствуют характерологические особенности его предшественника мистера Холмса, чью психологию в стадии становления в свое время по-своему пытались постичь Барри Левинсон с Крисом Коламбусом. Но Морс, в отличие от Холмса, работает не сам на себя, а на государство - в лице его правоохранительных органов, поэтому его резкость, безапелляционность и некоторая эксцентричность не сходят ему с рук. Несмотря на благосклонность своего непосредственного начальника Фрэда Ферсдея и главы управления Реджинальда Брайта, Морс успел нажить себе немало врагов. В четвертом сезоне открывается их могущество, так как именно Морс стал единственным, кто не прошел на очередное повышение.

Очень медленно и плавно - ведь темп жизни в Оксфорде и Лондоне несравним - характер Морса претерпевает некоторые изменения, и наблюдать за ними ничуть не меньшее удовольствие, чем смотреть на то, как хорошеет на солнце распускающийся цветок. Кажется, он наконец-то определился, что должен остаться в профессии. Вполне оправданное честолюбие дает о себе знать, и чуть ли не впервые сыщик оказывается готовым принять решение о переводе в столицу, которому неизбежно будет сопутствовать хаос и нарушение привычного хода событий, несомненно, пугающий молодого человека, любящего уединенность и сосредоточенность. А главное - чувства, причем не только романтические, но и дружеские, перестают его пугать и дезориентировать, что позволяет ему использовать вновь обретенную внутреннюю свободу как для оперативной работы, так и в общении с коллегами, и тот же Ферсдей чуть ли не впервые видит плоды своих трудов и времени, проведенного в компании своего непростого протеже - Морс в некоторых случаях перестает сдерживать внутренние душевные порывы и говорит с ним как с человеком, а не как подчиненный с начальником. А это существенно облегчает жизнь обоим, особенно если принять во внимание тяжелую любовную историю между Морсом и дочерью Ферсдея.

"Яблоневый двор": драма о парадоксах человеческого мышления

В "Молодом Морсе" гораздо в большей степени, чем в предыдущих произведениях того же цикла, чувствуется камерность и провинциальность обстановки, окружающей героев. Да, Оксфорд, предположим, находится не так уж далеко от Лондона и является одним из всемирно известных университетских центров, однако стороннее представление о нем очень далеко от реальности. Помимо учебных заведений, кучкующихся в историческом центре, многочисленной профессуры и внушительного количества студентов и аспирантов, этот сказочный город населяют обычные люди, и их жизнь, конечно же, непосредственно связана с особой инфраструктурой Оксфорда, но его лоск не оказывает особого влияния на условия их существования.

Сериал сумел показать удивительные пересечения судеб представителей науки, сельских жителей, беззаботной молодежи, самозабвенно растворяющейся в рок-культуре, людей разных занятий и достатка, сталкивающихся друг с другом в уравнивающей их всех обстановке государственной больницы, а также причудливые виражи человеческих страстей, опять же, единых не только по своей сути, но иногда и по брутальности выражения вне зависимости от классовых различий.

Во всех сценах присутствует очаровательная старомодная английскость, причем совершенно органичная и ни разу не оборачивающаяся вычурностью. А новшества переломного в культурном плане послевоенного времени вводятся в повествование крайне умело и исподволь намекают всем участникам событий о том, что мир безудержно меняется, и то, что было безоговорочным и обязательным для всех еще совсем недавно, мало-помалу становится все более условным и все чаще подвергается сомнению и натиску со стороны самых разных субкультур, слабых по отдельности, но достаточно убедительных по силе, когда речь заходит о том, чтобы поставить под сомнение что-либо из непреложных истин "приличного" общества.

"Убийство на пляже": финальный сезон драмы с Теннантом и Коулман

Продолжает приятно удивлять музыкальная и символическая составляющая сериала, которая привлекает внимание своей продуманностью с первых серий. Но если в отношении первых двух сезонов можно было сказать, что цитаты из тех или иных произведений немного навязчивы из-за прихотливости их использования и подчинения сиюминутным целям, связанным с сюжетными поворотами, то в последнее время нарочитость исчезла без ущерба для тех, кого просмотр детективов привлекает не только визуально, но и возможностью поупражняться в своих способностях по построению логических умозаключений по ходу развития сюжетной линии.

Остается надеяться, что и последующие сезоны, которым, к сожалению, уже не удастся похвастать причастностью автора первоначального замысла, не разочаруют и продолжат тщательно выстраиваемую до сих пор линию сериала, не поддавшись соблазну удивить зрителя любой ценой.

4.5

Рецензии