А недавно Стивен Содерберг, единомышленник Линча в любви к эксцентричным выходкам, затеял свой проект под негласным лозунгом "Испытаю свой телефон при помощи разных киноформатов". На этой неделе вышел его снятый на "айфон" кафкианский триллер с характерным названием "Не в себе", а чуть ранее стал доступен экспериментальный мини-сериал "Мозаика", пригласивший аудиторию поучаствовать посредством гаджетов в повествовательном процессе.
В самом жанре "интерактивного кино" ничего нового, конечно, нет - игровая индустрия уже успела повертеть им так и эдак. Содерберг начал движение к слиянию двух видов проведения досуга из противоположного лагеря - и пусть пионером он не стал, авантюру нельзя не признать смелой. Снабдив довольно ординарный детектив о расследовании убийства стареющей детской писательницы Оливии Лэйк возможностью более пристально следить за тем или иным действующим лицом, а также дополнительными материалами, он предложил зрителю сложить пазл самостоятельно. Ну, в известных пределах, разумеется: потому и пазл, что конечный результат предопределен.
Эгоцентричная и взбалмошная творческая натура, в чьем характере смешиваются наивная инфантильность и граничащий с жестокостью цинизм, живет в глуши, коротая время за вечеринками и попытками обрести, наконец, запоздалое женское счастье. Вокруг нее - толпы мужчин со своими амбициями, моральными дилеммами, скелетами в шкафу и тараканами в черепной коробке. У многих свои виды на знаменитую, богатую и все еще эффектную (Шэрон Стоун все-таки) даму. Понятно, что добром все это кончиться не может. И когда происходит то, что должно было произойти, заваривается еще более горькая многослойная каша из обыденных человеческих пороков.
Для того, чтобы ее распробовать, без упомянутых цифровых аттракционов можно обойтись вовсе. Такую возможность предоставляет "режиссерская" телеверсия, излагающая историю традиционным способом в шести сериях. Тем более что структура этого изложения не избежала влияния изначальной "мобильной" концепции. Нарратив хаотично скачет по хронологии, возвращается на целый эпизод назад, чтобы посмотреть на произошедшее глазами другого персонажа - и так далее.
Все это служит тому, чтобы и в такой "консервативной" форме "Мозаика" сохраняла свою сугубо постмодернистскую природу. В соответствии с которой номинально главный вопрос - "Кто убил Оливию Лэйк?" - на самом деле почти не имеет значения. Недаром же мы начали с Дэвида Линча.
Центральный образ "Мозаики", метафорически описывающий метод своего создателя, создан самой Оливией. Ее opus magnum - книжка, в которой рассказ ведется одновременно с точки зрения медведя и с точки зрения охотника. При простой фабуле и нарочито аскетичной подаче все, что нужно для того, чтобы эксперимент можно было признать успешным, - населить произведение интересными и убедительными героями. А с этим Содерберг проблем никогда не испытывал.