Я и сам, признаться, порой таким подходом грешу. Самый очевидный пример автомобиля, который нельзя мерить по одной шкале с остальными, - Rolls-Royce. Здесь всем все сразу ясно: во-первых, это Rolls-Royce, и этим все сказано; во-вторых - история и традиции; в-третьих - запредельный уровень роскоши; в-четвертых - цена; в-пятых…
Однако, если мы проигнорируем духовную, нравственную и культурную надстройку, порой воздвигаемую человечеством над приземленными материальными вещами, и будем руководствоваться чистым рацио, отнесемся к предмету исследования с панибратской практичностью, по-базаровски, то выяснится, что Rolls-Royce - в общем-то, обыкновенный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, сопряженным с ним банальным "автоматом" и ретроградным задним приводом. А значит, несмотря на вопли почитателей святыни, ее таки можно низложить, сравнить с остальными и препарировать, прибегнув к научному подходу. Хоть окружающие и посчитают вас неотесанным невежей.
Но ведь существуют машины, которые невозможно стричь под одну гребенку с другими не из-за предрассудков, а в силу объективных обстоятельств.
Речь, разумеется, об электромобилях. У них нет привычного нам ДВС, коробки переключения передач, иначе устроен полный привод… Это другой мир, параллельная вселенная, где функционируют законы, радикально отличающиеся от наших. Сравнивать его с обычным авто - все равно что искать общие черты у лягушки и радиации, 9 симфонии Бетховена и гамбургера, куска кирпича и сервиса бесконтактной оплаты.
Поэтому, говоря о Jaguar I-Pace, госте с другой планеты, я не буду уделять внимание мелочам, на которые мы, как правило, пристально смотрим. Не буду детально разбирать эргономику и придираться к шумоизоляции.
Скажу лишь, что, проведя всего день с единственным официально продающимся в России премиальным электромобилем и проделав на нем путь из Санкт-Петербурга в Москву, я уверен: новая глава в истории автопрома прекрасна.
Окинув I-Pace приветственным взглядом, сразу понимаешь: с этой машиной что-то не так. Она другая, иная. А в чем, с наскоку разобраться не можешь.
Спустя минуты /часы (строго индивидуально) созерцания докапываешься до истины. У I-Pace странный силуэт!
Во-первых, какой это кроссовер с высотой в 1565 мм? Обычный хэтчбек. Разумеется, он не такой низкий, как седан (к примеру, Jaguar XE в холке достигает 1457 мм), но и до кроссоверов не дотягивает: высота E-Pace и F-Pace равна 1649 и 1652 мм соответственно.
Но главное - не в этом. У I-Pace маленький, куцый капот. Такой больше подходит городским компакт-карам типа Peugeot 208, у которого в скромном отсеке ютится четырех-, а то и трехцилиндровый агрегат, но уж никак не автомобилю размером с BMW X3 и Audi Q5 и ценником более зверским, чем у выше означенных "немцев".
Фокус в том, что, естественно, никакого ДВС в I-Pace нет. Это позволило инженерам Jaguar сместить салон авто вперед, растянув колесную базу. Вы не поверите, но она у I-Pace при длине в 4682 мм больше, чем у гораздо более габаритного Range Rover Sport! 2990 против 2923 мм. Внушительная разница в почти 7 см положительно сказалась на внутреннем пространстве кроссовера. На втором ряду в I-Pace значительно просторнее, чем в RRS.
Под капотом же, на бывшем законном месте низвергнутого ДВС, расположился передний отсек емкостью всего 27 литров. По сравнению с ним даже 100-литровая емкость на том же месте в Lamborghini Huracan кажется безразмерной. По умолчанию в нем лежит кабель для зарядки I-Pace.
Там же расположен инвертор, преобразующий постоянный ток в переменный, и преобразователь, конвертирующий 355-вольтовый ток из батареи в привычные 12 вольт для зарядки стандартного аккумулятора. Сам аккумулятор расположен также под капотом.
Охлаждающей жидкости I-Pace требуется 20 литров. Электрический Jaguar предлагается с двумя видами подвески: обычной пружинной и пневматической. Клиренс базового варианта составляет 185 мм, а у "пневмы" регулируется в диапазоне от 142 до 230 мм. При этом I-Pace может похвастать совсем не стыдной для кроссовера глубиной преодолеваемого брода - 50 см.
У Jaguar I-Pace два электромотора. Один на передней оси и один на задней. Моторы равнозначной мощности выдают по 200 "электро-лошадей" и 348 Нм. Суммарная отдача: 400 л. с. и более чем внушительные 696 Нм тяги.
До 100 км/ч электрическая "кошка" разгоняется за 4,8 секунды.
Главная особенность ускорения электрокара - в том, что весь крутящий момент доступен сразу, как только вы коснулись педали газа. Это и обеспечивает электромобилям их фирменный мощнейший "прыжок" в начале движения.
У I-Pace нет коробки передач. Энергия из батареи подается напрямую в двигатели. А это означает, что задержки между нажатием на акселератор и началом движения попросту отсутствуют.
Электромоторы питаются от батареи емкостью 90 КВт/ч. Она расположена в днище автомобиля, занимая всю площадь между осями, и весит 601,5 кг, что обеспечивает I-Pace потрясающе низкий центр тяжести. Батарея состоит из 432 литий-ионных ячеек, которые объединены по 12 штук в 36 блоков.
Если батарея начнет барахлить, блоки можно будет поменять по отдельности. Однако сейчас в России нет специалистов соответствующего профиля, способных провести данную операцию, отмечают в Jaguar. Поэтому в случае выхода батареи из строя ее заменят целиком. Батарея в сборе стоит 2,8 миллиона рублей, однако еще долго можно не приходить в ужас от этой цифры, поскольку гарантия на энергоемкий элемент составляет 8 лет.
I-Pace полноприводный, однако не в классическом понимании этого слова.
Здесь нет ни кардана, ни межосевого дифференциала, ни муфты - нет никаких элементов, которые ожидаешь увидеть в авто с приводом 4х4.
Есть лишь батарея и два электромотора, по одному на передней и задней осях, и каждый из них замыкается на батарею независимо от другого.
То есть система полного привода на электрокаре представляет собой совокупность работающих автономно и самодостаточно систем заднего и переднего привода, не связанных друг с другом механически.
Ускорение на электрической "кошке" и правда поражает. Да, электрокар абсолютно бесшумен, но не тишина генерирует вау-эффект. В конце концов, если мы говорим о дорогом современном автомобиле, то встретить экземпляр с посредственной "шумкой" весьма проблематично.
Главное - I-Pace молниеносен. Скорость его реакций невозможно сравнить ни с каким обычным авто, даже если речь идет о моделях, агрегатируемых самыми расторопными "автоматами", самими быстрыми "роботами" или вариаторами.
Представьте себе спорткар своей мечты, представьте, что едете на нем по треку и все системы автомобиля переведены в боевой режим, обороты двигателя зависли на отметке в 4-5 тысяч, готовность №1, вы нажимаете на газ и волна ускорения моментально срывает вас с места! Вам кажется, что все произошло мгновенно, неистово быстро, что педаль газа стала продолжением вашей ноги. Так вот: какую машину вы себе ни представили (из числа работающих на горючем топливе, разумеется), ее реакция на акселератор будет медленнее, чем у I-Pace. Просто потому, что цепочка, в которой есть посредник, всегда будет неповоротливее той, где его нет. У электрокаров отсутствует коробка переключения передач, а у обычных авто она есть, и какие-то миллисекунды так или иначе потеряются в ее узлах.
Вторая составляющая успеха Jaguar на старте - 700-ньютонометровый крутящий момент, обрушивающийся на колеса сразу же всей своей мощью. В заявленные 4,8 секунды, требующиеся на разгон до 100 км/ч, не верится. Согласно ощущениям, машина едет гораздо быстрее. Идеализировать не буду: после 60-70 км/ч бешеное ускорение ослабевает. Но кажется, что до этой отметки I-Pace способен обогнать, к примеру, BMW M5 и Audi RS7.
А чего еще надо для светофорных гонок?
К дороге I-Pace просто прилипает благодаря 600-килограммовой батарее, создающей низкий центр тяжести. Развесовка по осям идеальная - 50:50.
Заявленный запас хода Jaguar I-Pace - около 470 км. Разумеется, эта цифра далека от реальности. На практике нужно ориентироваться на 300 км в спокойном ритме и около 250, если вы любите отжечь.
В плане экономичности электромобиль - полная противоположность обычной машины. Для него езда по трассе - один из наиболее энергозатратных режимов движения. Так что если ваша цель - преодолеть более 200 км на одной зарядке, ехать быстрее 90-110 км/ч не стоит.
Инфраструктуры для электрокаров, особенно за пределами крупных городов, предсказуемо почти нет. Есть, например, слот для зарядки при Валдайской электростанции, про совершенно не ясно, зачем он вообще там нужен. Плюс в том, что зарядиться на нем можно бесплатно. Также с недавнего времени одна из сетей автозаправочных станций на некоторых из своих АЗС начала устанавливать терминалы для зарядки электромобилей.
Но, во-первых, терминал на заправке всего один, а значит, если по какой-то нелепой случайности два водителя "зеленых" машин встретятся на одной АЗС, зарядиться одновременно у них не выйдет, а во-вторых, заправки с терминалами на трассе Санкт-Петербург - Москва можно пересчитать по пальцам одной руки. Именно поэтому надо ехать осторожно. Если не дотянете до следующей, придется целую вечность заряжаться в ближайшей деревушке от домашней сети. На это уйдет 50-60 часов.
Второй вариант - от 7-киловаттной зарядной станции. Такую можно приобрести и поставить у себя в гараже. Ценник на устройство составляет в среднем от 50 до 350 тысяч рублей, а с 0 до 100% оно способно зарядить Jaguar за 12 часов.
Третий вариант - 50-киловаттные установки. Именно такие стоят на АЗС. Полностью зарядить батарею I-Pace с ее помощью можно за два часа, а до 80% - за час.
Поставить такую дома сможет только весьма состоятельный человек: стоимость 50-киловаттной установки стремится к 2 миллионам рублей.
1 кВт/час на АЗС обойдётся в 9 рублей. Соответственно, полностью разряженный I-Pace вернуть к жизни можно за 810 рублей. Если взять среднее значение в 300 км на одной зарядке, то 100 км пути будут стоить 270 рублей. Если привести эту цифру к бензиновым реалиям при средней цене АИ-95 в 46 рублей, получится расход в 5,8 литра на 100 км. Как вам такие цифры при 400 лошадях и менее чем пяти секундах в спурте до 100 км/ч?
Но заряжать электромобиль можно (и нужно) не на заправке, а дома, поскольку ценник на АЗС далёк от либерального. Если равняться на цену кВт/часа в Московской области, то полная зарядка I-Pace обойдётся в... 340 рублей. Переводя на бензиновый язык - 2,5 литра на 100 км.
Базовый Jaguar I-Pace обойдется в 5,8 миллиона рублей. Тестовый экземпляр в комплектации, близкой к максимальной, стоил 7,5 миллиона.
Экологичный
Быстрый, с фантастическим откликом
Зарядка стоит копейки
Отменная управляемость
Неразвитая инфраструктура для электромобилей
Ожидая, пока I-Pace зарядится, можно переделать много дел
Болезненный ценник
За I-Pace будущее, но пока сыроват. Впрочем, с его появлением электромобили стали ближе к удобству и обыденности, чем когда-либо.
Jaguar I-Pace