11.05.2019 08:22
Культура

Толстоганова и Агранович: Вместе сниматься интереснее, чем не сниматься

Супруги Виктория Толстоганова и Алексей Агранович рассказывают как подняться "Выше неба"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №99 (7857)
Объявлена программа 30-го юбилейного фестиваля "Кинотавр": самые ожидаемые российские фильмы, лучшие режиссеры и актеры, сильнейшие продюсеры. И выясняется, что у семейной пары - Виктория Толстоганова и Алексей Агранович - этот фестиваль наполнен, как никогда. Она - известная актриса, член жюри многих фестивалей, в том числе и нашего юбилейного "Дубль 2", он - актер, режиссер, постановщик церемоний ведущих кинособытий страны - от ММКФ до "Золотого орла", генеральный продюсер двух крупных фестивалей - "Край света - Восток" и "Край света - Запад". На "Кинотавре" у Толстогановой и Аграновича три кинопроекта, крупнейший из них - фильм "Выше неба", где впервые муж и жена сыграли вместе. Их герои - семейная пара, переживающая кризис, во время которого всплывают все "скелеты в шкафу".
/ Пресс-служба фильма "Выше неба"
Читать на сайте RG.RU

Трудно брать интервью с двумя состоявшимися людьми сразу - когда каждый из них достоин отдельной полосы в газете. Но греет мысль, что совместные интервью Толстоганова и Агранович дают так же редко, как и снимаются вместе. То есть - почти никогда. Но для читателей "РГ" сделали исключение.

У Василия Ланового и Ирины Купченко было некое семейное соглашение, по умолчанию, что они вместе не снимаются в кино. Сыграли  вдвоем лишь в одном фильме. Было ли когда-либо в вашей семье такое или просто не получалось ранее сняться вместе в кино?

Легендарная радиоведущая Диана Берлин снимает документальное кино

Виктория Толстоганова: У нас никакого соглашения не было. Надеюсь, и не будет. Алексей в  этом фильме был для меня просто одним из партнеров, не более того. И я не представляю себе ту историю в кинематографе, которая переходит границы - мы вместе не работаем или наоборот. Вместе сниматься интереснее, чем вместе не сниматься. И это касается не только отношений между мужем и женой.

Алексей Агранович: Просто прислали сценарий. Симпатичный. Читая, я сразу понял, что это Викина история и посоветовал через агента пригласить ее попробоваться на роль. Так и произошло. Вику утвердили сразу. Меня - позже. У режиссера Оксаны Карас была установка - она не хотела, что бы главные роли в картине - мужа и жену - играли реальные супруги. Но  потом она поменяла свою точку зрения.

Виктория Толстоганова: Может быть, она считала что жизненная энергия перекроет энергию кинопроцесса?

Алексей Агранович: Она говорила, что не хочет, чтобы груз существующих отношений переходил в картину.

На самом деле можно понять режиссера, поскольку для нее было важно показать довольно смелые интимные сцены взаимоотношений между близкими людьми. В картине поражает уровень вашей актерской раскрепощенности. Ваша игра - сильнейшая сторона фильма, но не все на такое пойдут. Есть актеры которые говорят: не снимайте меня в профиль - только с рабочей стороны, не делайте меня плохим, некрасивым, скучным. А есть, к примеру, Марчелло Мастрояни, которому режиссер мог сказать все, что угодно - например, разденься и лезь под стол. И он все делал, не задумываясь - за это его ценили и любили.

Алексей Агранович: Есть ключевое слово "игра": актер играет роль. Степень погруженности зависит от многих обстоятельств - не только от готовности актера, но и от режиссера, оператора, продюсера. Если пространство этой игры организовано таким образом, что актер в нее включается, то дальше уже все - неважно. Можно сколько угодно говорить о том, что зритель ассоциирует персонажа с героем. . Мне кажется, что, если люди - с правильно устроенной головой, не зацикленные на себе - тогда все получается и нормально воспринимается.  Если человек играет в то,  что он - актер, который должен выглядеть красиво и в таком свете представать перед людьми - это его выбор. А у нас с  Викой - другие внутренние установки.

Алексей, а как так получилось, что именно в последние годы у вас случился всплеск актерской работы. Для меня удивительно, что нигде не номинировали сериал "Частица вселенной", где вы замечательно сыграли психолога, который работает с космическим экипажем. Но и там, и в "Юмористе", и в "Выше неба", и в театре  - у вас везде значительные работы. А еще - приз за лучший актерский дебют на фестивале "Движение" - после того, как вы около 20 лет не работали, как актер.

Фильм от создателей "1+1" завершит Каннский кинофестиваль

Алексей Агранович: Не знаю. Так сложилось - время пришло. Повезло. Я давно уже простился с этой идеей - без слез и без трагедий. Я понимал, что это - не мой путь и никак этим не занимался. Но вот, благодаря Кириллу Семеновичу Серебренникову, подвернулась возможность попробовать себя, спустя какое-то количество времени, в роли драматического  актера в спектаклях "Обыкновенная история" и "Маленькие трагедии" (эта постановка  получила "Золотую маску" - Прим. С.А.). А каким образом это получается, где какие призы? Ну приятно, когда их дают. Не дают - значит так  сложилось.Так в жизни всегда бывает, по крайней мере у меня - если  что-то дано получить, это приходит когда  не ждешь. У меня все устроено так, что я никогда ничего не добивался. В том смысле, что не ставил  перед собой задачу пробить шесть стен и чего-то достичь. Я по-другому устроенный человек, и в этом смысле - фаталист.

Тем не менее, все есть - актерская работа, руководство двумя фестивалями. Это вызов самому себе? Викторию часто приглашают судить. Я прочитала отзывы: очень принципиальный член жюри, все смотрит, серьезно относится к делу. И фестивали у вас необычные. Есть мастерские, образовательная программа. Чего нет - так это занудства. На других - губернаторские приемы, а у вас поход в заброшенный дом, который нужно возрождать.

Алексей Агранович: Фестивали "Край света" для того и существуют, чтобы рассказывать о территориях, где они проходят и о жизни людей на них. В этом и смысл: не только то кино, которое мы показываем - это лишь один из драйверов процесса. Надеюсь, мы будем развиваться - на Сахалине и в Калининграде. Потому что людям, которые здесь живут, необходимо описание их жизни и их территории. Только это является  достоверным полноценным подтверждением их существования. На Сахалине, например, люди долгое время жили без описания, потому что никто не занимался этим по-настоящему. Кроме Чехова. А когда живешь без описаний, то это как  подходишь к зеркалу и там не отражаешься. Возникают сомнения, впечатление, что вас нет, что вы никому не нужны. В Калининграде, конечно, совсем все по-другому, но суть - та же.

Кто придумал мастерские с местными детьми и подростками?

Алексей Агранович: Все вместе - у нас есть команда. И она не меняется, а расширяется. Но изначально - мы с нашим программным директором Алексеем Медведевым. Он  - больше про кино, а я - про социальную часть.

Впечатление, что не осталось фестивалей, где вы не были бы постановщиком церемоний открытия и закрытия. Я лично, как зритель, особо благодарна вам за две - когда вы сделали церемонию в Сочи в  стиле сцен из культового советского фильма "Из жизни отдыхающих", и когда разыграли сюжет - наше кино на приеме у психотерапевта. Как все это вам в голову приходит?

Названа дата выхода фильма "Курск" в российский прокат

Алексей Агранович: Опять же - у нас есть команда. Есть Андрей Корешков - он  у нас работает с 16 лет и прошел путь от человека, который помогал делать всем и все, до кинорежиссера и режиссера церемоний. Он делает проекты самостоятельные, стилистически непохожие на те, что умею и люблю делать я.  И это очень круто. Про психотерапевта тексты писал он. Сцены как в фильме "Из жизни отдыхающих" - я. Мы делаем, наверное, все церемонии в стране, за редким исключением - например, премия  "Ника". Андрей последние несколько лет делает "Белые квадраты" (премия операторского искусства - Прим. С.А.). А как приходит в голову? Бывает, как сейчас - я уже придумал закрытие "Кинотавра", а открытие - идет пока мучительно.

Иногда актрисы выходят вести церемонию и видно, что и текст они прочитали в последнюю минуту, и платье нашли - также. Виктория, вас муж часто задействует в своих постановках. Каков ваш подход?

Виктория Толстоганова: Многие актеры так устроены, что, когда есть роль, чувствуют себя защищенными на сто процентов. По крайней мере, от самих себя. А быть ведущим - это отдельная профессия. И совершенно необязательно, что актер должен обладать умением вести. И дело даже не в выученном тексте. Есть актеры, у которых получается, а есть те, у кого -  нет.  Алексей часто говорит: отвечай от себя, импровизируй. Но сложно это!  Текст можно выучить, но тогда нужно написать идеальный. Помню, как Данила Козловский наизусть говорил написанный текст так, что все думали: он только что пришел к нему в голову. Но я бы не взялась ругать людей, которые не выучили текст  - каждый делает в меру своих возможностей.  Не могу сказать что я - фанат ведения церемоний. Мне кажется, что когда церемония делается как мини-спектакль - это намного легче, и смотреть ее интереснее.

Вместе сниматься интереснее, чем вместе не сниматься

Вы часто бываете в жюри и много смотрите  фильмов. Какое у вас общее впечатление о сегодняшнем российском кино?

Что покажут по телевидению ко Дню Победы

Виктория Толстоганова: Разное. Но я не очень благостный зритель. Лучше задавать этот вопрос Алексею Аграновичу, потому что он любит людей. А я считаю, что Марчелло Мастрояни, который был готов на все - просто повезло жить в кинематографе того времени, и не только в итальянском. Я бы тоже была готова на все - с талантливыми людьми. Мне кажется, что российский кинематограф развивается, и ему непросто и тяжело. Появляются фильмы, которые выходят на западные фестивали и раздвигают границы, но мы сами себя топим порой. Мы не стараемся сделать хорошее кино по непонятным мне причинам. У нас очень сильное продюсерское кино - это не всегда правильно. Оно, безусловно, должно существовать, но в рамках мейнстрима. Прекрасные картины - они есть, но как какое-то исключение из правила. Мы неправильно понимаем слово "авторское". Порой не видно смелости - в смысле  современности - в режиссерских идеях, в сценариях. 2019 год на дворе! В мире, в кинематографе происходит уже такое! Ругать процесс - это гибельное дело.  Настолько сложно снимать кино, искать деньги, запускать, реализовывать ... Это непростой путь на который  решается автор,  тратит год-два своей жизни. Но  иногда думаешь, все это ради того, чтобы снять то, что снял? Я конкретно не называю, но таких  проходных фильмов  в разы больше, чем хороших. И я не понимаю, зачем нужно решаться? Как по мне - лучше ничего не делать, открыть книгу, почитать.

Всегда интересно наблюдать за тем, как меняются артисты. На мой взгляд, Виктория Толстоганова, которая снималась в "Утомленных солнцем", очень отличается от себя сегодняшней. Чувствуется, что человек прошел путь...

Виктория Толстоганова: Наверное, я  сильно изменилась, и, надеюсь, что еще  буду. Мне кажется, меняться - это единственный правильный путь.  И я очень требовательно отношусь всегда к тому, что делала раньше. И  это не кокетство. Недавно убедилась. Около 10 лет назад снялась в короткометражке "Письмо" с Алексеем Серебряковым. Там - военная история, и есть моя реакция на главное событие. И я про себя думала, как  же круто я сыграла эту сцену -  видно даже, как старею в кадре. И вот у меня недавно был день рождения, кто-то выложил ссылку на фильм в мой Facebook, и я нажала кнопку - помня, какую реакцию вызвала эта работа у меня раньше. Дай, думаю, пересмотрю - как постарела в кадре. И - поразилась: и это я считала хорошей игрой.

Алексей Агранович: Очень хорошо сыгранная сцена!

Виктория Толстоганова: Просто иллюстрация того, как я изменилась в своем сознании. В "Утомленных солнцем" процесс был неплохой. Но все изменилось буквально в последние годы - не то, чтобы я менялась поступательно. Фильм "Палач" мне кажется хорошей работой. И сейчас есть внутреннее ощущение, что я все могу.

Когда я готовилась к интервью с вами, поняла, что был бы прекрасный заголовок к нему: "Идеальная жена". Вы переиграли столько жен, мам. Причем, такой спектр фильмов - совершенно разные от "Ветки сирени" до "Движения вверх".   Жена Королева, Рахманинова, депутата Госдумы, ведущего тренера сборной страны.

Вышел трейлер фильма про вторжение инопланетян "Рубеж мира"

Виктория Толстоганова: Я всю жизнь играла чьих -то жен (смеется).

Алексей Агранович: Да какую работу не возьми - ты или муж, или жена. А у Вики  еще сериал - "Жена полицейского", где она сыграла главную роль. Не надо смешивать кино и жизнь - это разные вещи.

Вы похожи на героя фильма "Юморист" в жизни?

Алексей Агранович: Безусловно, это одно из моих возможных "я". Могу придумать этого человека внутри себя - я его по многим параметрам знаю. Являюсь ли я прототипом этого героя? Нет, конечно. У меня не так много ролей. Но после каждой и "Юмориста", и "Обыкновенной истории" и "Маленьких трагедий",   и "Частицы Вселенной" мне все время говорят: "Ну ты же себя играешь!" В каком-то смысле - да. Но только это - четыре разных человека.

А почему вы редко улыбаетесь?

Алексей Агранович: У меня особые отношения с юмором. Я иногда смеюсь внутри, схватываю, понимаю. Не то, чтобы все время не улыбаюсь. Кода неожиданно, когда еще не успел понять, что будет смешно - оно как-то раз - и  сработало. И смешно! Детям улыбаюсь.

Прочла в одном из ваших интервью фразу: "Я принимаю только два мотива человеческой деятельности: либо тебе должно быть очень интересно, либо тебя это должно кормить". За что не возьметесь ради "кормить"?

Алексей Агранович: Если кормить надо, но нечем - возьмусь за все. Человека убивать не буду.

У вас есть роль, которую хотелось бы сыграть?

Фильм "Мстители: Финал" собрал в России два миллиарда за неделю

Виктория Толстоганова: Странный вопрос, который задают актерам. Недавно мне прислали сценарий - в нем  две женские роли. Мне сказали - и та, и другая может быть твоя - выберешь. Я подумала, что нет,  так не хочу. Когда что-то происходит, помимо тебя - вот тогда правильно, и думаешь - вот это роль, которую я ждала. А сыграть то, что я хочу - может быть это и будет, но в  моем собственном проекте.

Алексей Агранович: Представляете - вы бы мне задали этот вопрос. И я бы ответил: "Хочу сыграть Гамлета!".  И назавтра мне позвонил бы Виктюк и предложил его сыграть. Но это оказывается вовсе не тот Гамлет, которого я себе представлял. Роль - как таковая - написана не Шекспиром, а режиссером, у которого есть свое видение, решение. И оно может настолько не совпадать с детской мечтой сыграть Гамлета...

Виктория Толстоганова: Я бы хотела сыграть такую роль, как  Мэгги Джилленхолл в фильме "Воспитательница". Могу быть не только воспитательницей, но вот именно такую роль.

Алексей Агранович: Я бы хотел такую, как Олег Даль в фильме "Отпуск в сентябре". Условно говоря, конечно - я шучу.

"Кинотавр" 2019

Где увидим Толстоганову и Аграновича?

Помимо того, что Алексей Агранович будет ставить церемонии открытия и закрытия 30-го юбилейного "Кинотавра", и вполне возможно в них будет участвовать Виктория Толстоганова, первым зрителям предстоит оценить их новые актерские работы. Это такие фильмы, как "Выше неба" Оксаны Карас - супруги играют мужа и жену; "Гроза" Григория Константинопольского - Толстоганова выступает в роли главного антигероя Кабанихи, а действие пьесы Островского перенесено в современность; "Верность" Нигины Сайфуллаевой - история о мнимой и настоящей измене в семье - в одной из ведущих ролей снялся Алексей Агранович. Кроме того, родная сестра Алексея Мария Агранович сделала свой дебютный полнометражный фильм "Люби их всех" - он также вошел в конкурсную программу фестиваля. Картина рассказывает об аферистке, которая разводит мужчин на деньги и том, насколько мешает ей настоящее чувство.

Дом Советов
За что мы до сих пор любим фильмы Серджио Леоне

Как генеральный продюсер кинофестивалей, Алексей Агранович никогда не фокусируется только на кино. Он видит каждый фестиваль, как способ развития региона, поэтому у него всегда работают мастерские, затеваются совместные проекты с местными жителями. Например, символом первого фестиваля "Край света.Запад", который только что прошел в Калининграде и области, был выбран Дом Советов - большое приметное городское здание, которое находится в заброшенном состоянии: нужно дать ему новую жизнь. Одна из мастерских фестиваля выбрала предметом исследования - улицу Левитана и ее жителей. И посвятила им проект. Другая - спальный район города - Сельма. Анимационная мастерская - вместе с калиниградскими детьми сделали мультфильм о месте, где они живут. И еще один проект посвятили ветеранам, сняв документальные свидетельства для летописи города.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Наше кино