Это значит, что все москвичи, в том числе около двух миллионов пожилых горожан, которые почти два с половиной месяца провели в четырех стенах, теперь могут не только гулять когда и где захотят. Они получили возможность снова пользоваться своей социальной картой для бесплатного проезда на общественном транспорте. Куда поехать - выбор большой. Можно, например, в салон красоты, ведь мужская половина жителей вынуждена была ввести даже моду на бороды, не имея возможности нормально постричься и побриться. Как сообщил глава города, во вторник парикмахерские возобновляют свою работу, а вместе с ними фотоателье, ветеринарные клиники и агентства по трудоустройству. Отменяются ограничения на работу каршеринга. К обычной деятельности могут вернуться общественные организации, киностудии, студии звукозаписи и научные институты. Театры, концертные организации и цирки могут проводить репетиции. Можно даже сходить на родную могилу на кладбище, вход куда тоже был закрыт.
Напомним, в условиях таких ограничений Москва жила с середины марта. Именно тогда в столице начался всплеск коронавируса. Этот феномен получил название "эффекта Куршевеля": опасный вирус попал в нашу страну с европейских курортов. Дело в том, что многие состоятельные жители, несмотря на предостережения властей, на 8 Марта отправились за рубеж, хотя эпидемия там уже давала о себе знать. После массового возвращения туристов отдельные случаи нового заболевания превратились в сплошной поток госпитализаций пациентов с тяжелыми осложнениями на фоне коронавируса. В городские стационары поступало в день свыше 6 тысяч зараженных. Город оперативно развернул на базе 72 клиник 25 тысяч инфекционных коек. Но позже Собянин признавался, что был момент, когда он опасался, что заболеваемость примет неуправляемый характер: больных станет столько, что их просто некуда будет принимать.
Так городские власти оказались перед своим главным выбором. У них было три варианта действий, вспоминает мэр. Первый - самый жесткий карантин, с полной остановкой жизни в городе. Второй - вообще ничего не делать, оставить жителей один на один с вирусом, болезнями и смертью. И третий, средний между ними. Его, как самый оптимальный, и выбрала Москва. Он дал возможность: "Сбалансировать ограничительные меры, чтобы сделать развитие пандемии управляемым. Позволить большинству предприятий и организаций работать, но при этом частично ограничить передвижение по городу".
На этом фоне власти были вынуждены закрыть бассейны и фитнес-центры, затем - рестораны, парки, сферу обслуживания. Жизнь в тотальной изоляции более 60 дней - такого еще не было в современной истории Москвы. В течение этого времени свободно перемещаться по городу можно было только с рабочими пропусками. Но большая часть москвичей ушли на "удаленку".
Постепенные послабления стали вводить только в середине мая, когда стало ясно: самого худшего сценария Москве удалось избежать. С 12 мая открылись строительные и промышленные предприятия. Затем частично заработала сфера услуг.
"Вот уже несколько недель - медленно, но верно - пандемия идет на спад. Снижается количество новых случаев заражения, из больниц выписывается больше людей, чем вновь поступает на койки" - так характеризует мэр жизнь столицы сегодня. Именно это, по его мнению, и позволяет городу шаг за шагом переходить к нормальной жизни.
Каким же будет следующий шаг - теперь тоже известно. Через неделю - с 16 июня, будут сняты ограничения на оказание плановой помощи в стоматологических клиниках. Смогут возобновить работу библиотеки, риелторские конторы, службы проката, рекламные, консалтинговые и другие агентства, предоставляющие услуги гражданам и бизнесу. Откроют свои двери музеи, выставочные залы и зоопарки. Посетить их можно будет по электронным билетам. Разрешается посещать и спортивные мероприятия, но пока при условии, что трибуны будут заполнены не более чем на 10%.
Рестораны и кафе планируется открыть в два этапа. С 16 июня в городе заработают летние веранды, а еще через неделю, с 23 июня, стационарные заведения общепита. С этого же дня начнется и последний этап снятия ограничений: планируется, что с 23 июня заработает спортивная индустрия - откроются фитнес-клубы, бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. Возобновится пассажирская навигация по Москве-реке.
Снова откроются детские сады, включая негосударственные учреждения. В обычный режим работы вернутся учреждения социальной защиты населения. И с этого же дня будут сняты ограничения на использование элементов общественной инфраструктуры. Значит, малышня снова сможет качаться на качелях, молодежь - заниматься на уличных тренажерах, а бабушки - отдыхать на лавочках во дворах, скверах и парках.
Но при этом, просит мэр, не будем забывать и о том, что вероятность заражения коронавирусом уменьшилась, но все еще существует. Мы должны постоянно контролировать ситуацию и не допустить новой вспышки эпидемии: "Каждый из нас по-прежнему должен соблюдать режим самосохранения и бережного отношения к окружающим. А открытые предприятия - четко выполнять требования санитарных служб". А значит, как и говорил Собянин прежде, масочный режим еще останется с нами. Маску в Москве нужно носить не только в общественных местах, но и вообще везде за пределами своей квартиры. В магазинах, на работе, в транспорте нужно носить еще и перчатки.
Не хватало общения, работы и парикмахерских
Снятие ограничений - историческое событие в жизни столицы. Чего же горожанам больше всего не хватало во время пандемии, чему они радуются сейчас, когда самоизоляция остается позади? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал нескольким нашим читателям. И вот что услышал:
Владимир Винокур, руководитель Государственного театра пародий:
- Главное, чего мне не хватало во время режима самоизоляции - это работы. И первое куда я пойду после снятия ограничений - на работу. Я даже не пойду, а помчусь в офис. Тем более что есть новые замыслы и новые проекты. Будем над ними работать. Остальное немного подождет.
Иосиф Пригожин, продюсер:
- Точно знаю, что моя жена певица Валерия в первый же день открытия парикмахерских пойдет к своему мастеру. А вот в рестораны, даже если бы они уже открылись, мы пока не пойдем. Как и в другие многолюдные общественные места - подстрахуемся. Честно сказать, мы отлично проводили время и во время самоизоляции: записывали новые песни, снимали клипы. И конечно, отдыхали - слушали музыку и смотрели фильмы. Все, что нам было нужно, привозили курьеры. Более того, придумали и запустили 8 июня авторскую программу "Почему я" на канале Ютуб. Это программа о сильных людях, наших современниках, испытавших удары судьбы. Ведет ее моя супруга. Думаю, что программа будет пользоваться популярностью, несмотря на снятие ограничений.
Анатолий Вассерман, телеведущий:
- Единственное, чего мне не хватало во время режима ограничений - это интеллектуальных игр, которые идут вживую. В интернет-версии есть много минусов, мне не слишком нравится этот вариант игры. У меня такая жизнь, что режим самоизоляции на нее не слишком повлиял. Что касается парикмахерских и салонов красоты, то я давно не стригусь. Подправляют форму бороды мне гримеры во время подготовки к телеверсиям интеллектуальных игр. Этого вполне достаточно. Начнутся офлайн-игры, и специалисты подправят мой внешний вид.
Алла Сурикова, кинорежиссер:
- Я соскучилась за время самоизоляции по живому общению, по гостям. По студентам, которые приезжают ко мне на дачу. Сейчас мы вынуждены заниматься онлайн на популярной интернет-платформе. И честно скажу, я не готова к обычному общению, думаю, что нужно подождать. А еще во время самоизоляции мне не хватало времени. Я столько всего на эти два месяца запланировала, но, к сожалению, мало что удалось сделать, время просто бежит между пальцами. Про это, кстати, говорят и мои многие мои друзья.
Сергей Глушко, бодибилдер:
- Мне много чего не хватало: общения, работы. Куда пойду? Пока не знаю. Надо думать, как возвращаться к работе. Но в парикмахерскую загляну.
Федор Конюхов, путешественник:
- Замечательная новость, что в Москве снимают ограничения, и на передвижение, и на работу магазинов. Что касается самоизоляции - то я живу сейчас в деревне, продукты мне привозят мои соседи по деревне. Делами занимается сын, и новость про снятие ограничений будет ему в радость. У нас ведь новый проект впереди - пересечь Атлантический и Тихий океаны в одиночку на катамаране на солнечной энергии. Проект яхты почти готов. И я готовлюсь к этому походу.
Подготовила Ирина Огилько