15.02.2022 17:44
Кинократия

"Аллея кошмаров" Гильермо дель Торо: любуйся, но главное додумывай сам

Текст:  Константин Вартанян
Каким вышел новый нуарный триллер Гильермо дель Торо, получивший четыре номинации на грядущем "Оскаре"? Фильм может похвастаться звёздным актёрским составом (Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Рон Перлман), красивым визуальным рядом и неплохим музыкальным сопровождением… но обладает слабым сценарием.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

"Аллея кошмаров" - это экранизация одноименного романа Уильяма Линзи Грэшама 1946 года. Роман уже был экранизирован в 1947 году режиссером Эдмундом Гулдингом ("Ангелы ада" 1930-го, "Гранд Отель").

Что в кино: "Анчартед", "Смерть на Ниле", Дженнифер Лопес

Сюжет разворачивается в 1939 году и рассказывает историю молодого человека по имени Стэнтон Карлайл, которого играет Брэдли Купер ("Области тьмы", "Снайпер", "Звезда родилась"). Человек с тёмным прошлым, о котором мы узнаем из коротких флэшбэков в начале фильма, присоединяется к путешествующему карнавалу различных аферистов и люмпенов. Это - завязка сюжета. Звучит интригующе? Да. Но проблема в том, что только звучит.

Экспозиция, которая должна ввести зрителя в курс дела, практически отсутствует. Вместо раскрытия персонажей и их мотивации режиссер целый час радует зрителя красивыми кадрами и мистификацией происходящего. Зрелищно? Да. Бессмысленно? Абсолютно. К примеру: персонаж Купера за целый час завязки фильма почти не раскрывается. Зрителю не рассказывают про него ничего, что сформировало бы цельную, вписанную в канву повествования личность. Он быстро и без объяснений обретает те качества и навыки, которые необходимы для успешного афериста. Предпосылки, арка персонажа? Нет. Зато как же интригующе! Вот ты смотришь на эту всю эту красоту и ждешь, что "вот, вот - и выстрелит", и будет кому и за что сопереживать, и появится глубина... Но сюжетные ходы уж слишком предсказуемы, а персонажи уж слишком шаблонны.

Безусловно талантливый актерский состав в этой картине особо ничем не удивляет. Хотя проблема нисколько не в актерах, а в плоскости персонажей, которых они играют. Для экранизации такой истории - о непростых людях и еще более непростых временах - они слишком банальны. Интересные персонажи же тут фигурируют лишь в развязке и имеют недолгие, второстепенные роли.

"Книга Бобы Фетта": как испортить историю знакового персонажа Star Wars

Хорошего в фильме тоже много. Авторские композиционные решения и в целом высокое качество проработки картинки с точки зрения цветокоррекции, реквизита и атмосферы приятно радуют. Ожидать меньшего от такого визионера, как Гильермо дель Торо, было бы наивно. К музыкальному сопровождению тоже вопросов нет, оно прекрасно дополняет и без того мрачную и мистическую атмосферу фильма. Стоит также отдельно выделить Уиллема Дефо ("Маяк", "Антихрист"), который играет начальника ярмарки Клема и которого, к большому сожалению, преступно мало.

"Трагедия Макбета": каким получился первый сольный фильм Джоэла Коэна

Развязка и концовка, в отличие от книги и первой экранизации, более пессимистична и кровава. Оправдано ли это? Сложно сказать. После просмотра фильма остаётся ощущение недосказанности, хотя, казалось бы, все арки персонажей, какими бы они интересными и проработанными ни были, в полной мере завершены. Но хочется чего-то большего, чего-то противоречивого и вызывающего, как было в оригинале. И ты ждешь этого, но, по сути, получаешь только пробник - "додумывай сам". И это было бы ничего, если бы "Аллея кошмаров" не была экранизацией сложного и богатого на смыслы романа, который не только задает вопросы, но и дает ответы.

Но хотя "Аллею кошмаров" сложно назвать хорошей сценарной работой, её нельзя назвать плохим кино. Гильермо дель Торо взял форму и образы оригинала, но не сумел наполнить их содержанием в той мере, в которой это позволило бы раскрыть изначальный замысел романа. С другой стороны, он снял визуально красивую и атмосферную картину, которая радует глаз. Смотреть стоит. А потом - бежать читать оригинал.

В фокусе