В административном здании колонии по видеотрансляции за приговором следили около 70 представителей российских и иностранных СМИ. При этом жена блогера - Юлия Навальная на приговор мужу не приехала. Теперь она его вряд ли скоро увидит - строгий режим не предполагает многодневных свиданий, которые были разрешены в колонии общего режима. Строгий режим для блогера объясняется рецидивом совершенного преступления. Сейчас Алексей Навальный, которого Росфинмониторинг внес в список экстремистов и террористов, отбывает срок по делу "Ив Роше" в исправительной колонии №2 во Владимирской области. В прошлом году на процессе по делу о клевете на ветерана Великой Отечественной войны, который проходил в Бабушкинском суде, Навальный неоднократно оскорблял судью, прокурора и участников процесса. Например, он называл судью "мерзкой жабой" и "оберштурмбанфюрером" а также угрожал удалить ее из зала. Также на процессе об оскорблении ветерана он пререкался с прокурором и пытался вывести из себя внука потерпевшего, упрекая его в "торговле дедушкой".
Это дело по решению следствия было объединено с основным обвинением о 4 эпизодах мошенничества. Они касаются хищений средств из "Фонда борьбы с коррупцией" (ФБК - организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда). По данным обвинения, Навальный похитил и потратил на личные нужды более 2,7 миллиона рублей, которые были пожертвованы четырьмя потерпевшими. Среди них пенсионер из Ленинградской области, газосварщик из столичного "Жилищника", бывший банкир из Самары, а также предприниматель. Всего же, по данным следствия, Навальный и его сообщники собрали с доверчивых граждан более 350 млн пожертвований. На прошлой неделе во время прения сторон гособвинитель Генпрокуратуры Надежда Тихонова попросила суд приговорить Навального к 13 годам колонии строгого режима. Защита блогера и он сам просили суд об оправдании. Во время процесса Навальный своей вины в мошенничестве и неуважении к суду не признал. Однако суд признал его виновным по всем пунктам обвинения - и в мошенничестве, и в оскорблении суда.
"Рассмотрев уголовное дело в открытом судебном заседании, суд установил: Навальный совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества организованной группой путем обмана и злоупотребления доверием", - огласила вердикт судья Маргариты Котова.
По ее словам, суд установил вину Навального по всем четырем вмененным ему эпизодам особо крупного мошенничества с деньгами жертвователей. Как установил суд, Навальный при достижении преступных целей действовал не в одиночку, а с сообщниками. В организованную группу кроме Навального входили экс-директор ФБК (организация иноагент, признана экстремистской и запрещена в РФ) Роман Рубанов и Вячеслав Волков (также внесены Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов). По данным суда, они также участвовали в хищениях, но скрылись от следственных органов. По данным суда, в период президентских выборов 2018 года Навальный был осужден к условному лишению свободы с испытательным сроком по "делу Кировлеса", поэтому не мог быть зарегистрирован к качестве кандидата. Как установил суд, Навальный знал, что в выборах участвовать не может, но все равно настойчиво требовал у доверчивых жертвователей переводы на якобы избирательную кампанию. По данным обвинения, блогер тратил пожертвования своих сторонников на личные нужды. Об этом же 21 февраля на суде заявил и первый свидетель обвинения - Виталий Серуканов, бывший замглавы московского штаба Навального ("Штабы Навального" - организация по требованию прокуратуры в апреле 2021 года признана экстремистской, ранее - иноагентом, ее деятельность запрещена в РФ, позднее ликвидирована). Он назвал свою работу в команде Навального не иначе как идеологическим рабством, а саму организацию "тоталитарным сообществом, основанным на культе личности Навального". По его словам, Навальный был токсичным руководителем и делил людей на первый и второй сорта, а также всегда легко отказывался от своих соратников. Серуканов рассказал, что сотрудники ФБК получали скромную зарплату, от 15 до 30 тысяч рублей, и ее еще все время задерживали. В это же время, как отметил свидетель, Навальный свободно тратил на себя собранные на политическую работу деньги. По его данным, с 2016 по 2020 годы блогер совершил 22 зарубежные люксовые поездки, в том числе с семьей. Еще один свидетель обвинения - известный блогер и юрист Илья Ремесло - заявил суду, что заграничные поездки Навального на отдых странным образом каждый раз совпадали с обналичиванием биткоинов, которые поступали на предвыборную кампанию Навального в качестве пожертвований-донатов. Как считает свидетель, большинство фондов и организаций Навального были созданы не для политической деятельности, а для сомнительных проводок и легализации средств. По его подсчетам, из открытых источников всего были похищены более 100 миллионов рублей пожертвований.
Об этом же говорилось и в материалах следствия. В тот момент, как на счета поступали средства в качестве пожертвований, параллельно с биткоин-кошельков Алексея Навального было выведено 222 биткоина, что эквивалентно примерно 97 млн рублей по курсу криптовалюты на тот период. Также, по данным следствия, с 2017 года по начало 2020-го Навальный и члены его семьи совершили 21 дорогостоящую зарубежную поездку. Четыре поездки были совершены в США, по три выезда - в Испанию и Германию, по два раза блогер ездил в Италию, Австрию и Таиланд. По разу семья блогера посетила за тот период Францию, Грецию, Египет и Латвию. В последний раз - перед закрытием границ из-за коронавируса - Навальный ездил отдыхать с женой в Париж 14 февраля. Это стало 22-й поездкой, но самой дорогой - на нее ушло почти 3 млн рублей. Пока же родители нежились в столице Франции и в других европейских столицах, дочь Навального Дарья проходила обучение в одном из самых престижных вузов США - Стэнфорде. По самым скромным подсчетам, только за проживание девушки в Стэнфорде Навальный должен был заплатить более 10 млн рублей. Впрочем, на суде блогер заявил, что оплачивал он все эти поездки и развлечения исключительно из своего заработка, который, по его же признанию, составлял около 5 млн рублей в год. Откуда брались остальные деньги - история умалчивает.
Что касается самого процесса, то, несмотря на все заявление Навального о его "закрытости и эксклюзивности", - это мягко говоря, неправда. Абсолютно за всеми 14 заседаниями, которые шли с 15 февраля в ИК-2, следили журналисты. Пресс-служба Мосгорсуда аккредитовала в Покров все СМИ, приславшие заявки об аккредитации, в том числе и иностранные. Нельзя назвать этот процесс и "эксклюзивным" - в данный момент в разных колониях страны проходят три выездных процесса. При этом, по официальным данным ФСИН России, с 1 января 2019 года по 1 января 2022 года в учреждениях исполнительной системы было проведено 8947 выездных заседаний в отношении 9057 человек.