Лишь четыре региона смогли сами обеспечить свои расходы
20.05.2014
Важнейшая проблема экономической политики
Лишь четыре региона смогли сами обеспечить свои расходы
Текст: Евгений Примаков
Оптимизация экономических отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами в нынешних условиях приобретает особую значимость. От регионов во многом зависит обеспечить крайне важный рост экономики...
Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации, развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы.
Роль регионов возрастает в результате событий, связанных с кризисом на Украине. С одной стороны, необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов, включая акцент на импортозамещении, для противостояния экономическим санкциям.
С другой - нужно извлекать уроки из украинских событий для нашего федерального развития. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли... центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет прежде всего о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.
Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров. Не менее опасна и другая тенденция - резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 миллиардов рублей, что в 3,3 раза превысило прогнозы минфина.
Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается. Если передаются определенные функции регионам, то необходимо адекватное финансирование, а его пока нет.
Особенно болезненно для регионов сказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение социальной программы, изложенной в майских указах президента, переведя им явно недостаточные для этого финансовые средства. В результате многие регионы и муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности.
14 июля 2002-го. Президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков посетил детский дом № 2 в Тюмени. От имени благотворительного фонда ТПП вручил детям новый автобус для поездок за город, одежду, книги, постельные принадлежности. Фото: Щукин Алексей / ТАСС
14 июля 2002-го. Президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков посетил детский дом № 2 в Тюмени. От имени благотворительного фонда ТПП вручил детям новый автобус для поездок за город, одежду, книги, постельные принадлежности. Фото: Щукин Алексей / ТАСС
Такой рост долгов отнюдь не отражает развитие регионов, как представляют некоторые наши руководители. Полученные кредиты идут не на инвестиции и, следовательно, не на развитие, а, как правило, за счет инвестиций на покрытие обязательств, спущенных из правительства. Между тем в 2014 году регионы должны погасить более 430 миллиардов рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов.
Под силу ли это преобладающему большинству регионов? Совершенно ясно, что самостоятельно они справиться с этим не смогут... По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2013 году собственными доходами без учета субвенций свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства.
Где выход из создавшегося положения? Назову лишь несколько проблем. Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует прежде всего закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили.
Евгений примаков
Нередко в публичных выступлениях и дебатах звучат идеи о неистребимости коррупции по причине несовершенства человеческой природы. Но опыт показывает, что серьезных успехов в борьбе с этим злом добиться все-таки можно
Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. Конечно, в этом процессе большая роль принадлежит и самим регионам, но нужно для этого развязать им руки.
Это не должно, естественно, отводить на второй план ответственность субъектов Федерации и муниципалитетов за эффективность использования бюджетных средств, оптимизацию расходов, решительную борьбу с коррупцией.
В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными проблемы продуманного центром размещения производительных сил на территории нашей страны. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но до сих пор нет комплексного, хочу это подчеркнуть, комплексного плана решения этой поистине исторической задачи.
О необходимости такого комплексного плана говорится, но этого пока мало, хотя положительные изменения и наблюдаются. Недавно, например, на заседании правительственной комиссии выступил глава минвостокразвития Александр Галушка. Он перечислил 16 наиболее эффективных проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но не запускаются из-за проблем с инфраструктурой.
Министр предложил правительству профинансировать инфраструктуру для инвесторов. Причем на каждый поступивший из бюджета рубль будет вложено 17 рублей в проекты из неправительственных источников. На инфраструктуру предлагается затратить средства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Среди компаний, представивших проекты, "Роснефть", "Норильский никель", "Металлоинвест", "Полюс золото". Наконец-то делается акцент не на общеконцептуальных положениях, а на выполнении конкретных проектов. И здесь есть над чем задуматься. Площадь региона, которым занимается минвостокразвития, - почти половина России, но проживают здесь 7,5 процента населения страны, а доля обрабатывающей промышленности составляет 3 процента от общероссийской.
Недавно были созданы несколько "территориальных" министерств в правительстве Федерации. Они занимаются территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири, Крымом, а теперь уже и Северным Кавказом. Таким образом, эти министерства являются проблемными.
24 января 1985-го. Евгений Примаков - академик Академии наук СССР. Фото: РИА Новости
Представляется, что создание территориальных министерств - разумный шаг, в том числе в деле изменения принятия решений по территориям на правительственном уровне. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства правительства, имеющие к этому отношение. Такой подход даже в условиях координации на уровне заместителя председателя правительства оказался в немалой степени безответственным.
Теперь положение должно меняться. Представляется, что территориальные министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта и на них должны в своей части работать другие министерства правительства.
Сложится ли такая система - покажет будущее. И дело здесь не в простом признании координирующей роли "территориальных" министерств. По словам руководителя Счетной палаты, минвостокразвития предоставлено лишь 2,4 процента ассигнований в программе Дальнего Востока. В результате весьма ограничено влияние этого министерства на другие министерства, вовлеченные в программу, и, конечно, оно не может выполнять в таких условиях координационную роль.
К тому же сегодня у нас прибавилось два субъекта Федерации - Крым и Севастополь, что, несомненно, должно способствовать всемерному вниманию к отношениям между различными федеральными структурами.
К незаконным захватчикам чужой собственности надо применять самые строгие меры наказания вплоть до лишения свободы на срок до 20 лет.
Причем нести ответственность должны все участники рейдерской цепочки - от изготовителей фальшивых печатей до охранников, нотариусов, адвокатов и чиновников. С таким радикальным предложением выступил вчера президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков...
Отдельно он остановился на рынке госзакупок. По данным ФАС, в прошлом году на разного рода "откаты", получаемые чиновниками за допуск к поставкам по госзаказу, ушло почти 350 миллиардов рублей. Это почти в полтора раза больше, чем расходы федерального бюджета на приоритетные нацпроекты, а каждый третий конкурс или аукцион по госзакупкам проходит с нарушением законов, подсчитал Примаков. Но и здесь бизнес готов подставить плечо, чтобы сделать рынок более прозрачным.
Торгово-промышленные палаты могут вести реестры предприятий, поставляющих продукцию для госнужд, формировать каталоги их товаров и услуг, подтверждать достоверность данных об участниках торгов и соответствии их продукции требованиям безопасности и качества, советует глава ТПП.
По мнению Примакова, бизнес тоже должен участвовать в "чистке" своих рядов от недобросовестных поставщиков товаров, налоговых уклонистов и взяткодателей. "Сформировался преступный симбиоз части бизнес-сообщества и нечистых на руку чиновников", - резко отозвался он о подобных явлениях.
Нередко в публичных выступлениях и дебатах звучат идеи о "неистребимости коррупции из-за несовершенства человеческой природы", признал Примаков.
Но, по его мнению, опыт показывает, что серьезных успехов в борьбе с этим злом добиться все-таки можно.
Евгений Примаков: Налоги могут и должны быть инструментом стимулирования экономики
Общее мнение всех предпринимателей высказал президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.
Он считает, что нерешенность в стране многих налоговых вопросов - следствие представления о налогах как о чисто фискальном рычаге, задача которого - пополнение государственного бюджета. По мнению Примакова, которое, отметим, разделяют большинство экономистов, такой подход неверен. Налоги могут и должны быть инструментом стимулирования экономики.
В связи с этим ТПП предлагает произвести ряд изменений. Речь, в частности, идет о необходимости предоставить налоговые льготы предприятиям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Более других в таких послаблениях, по мнению главы ТПП, нуждаются предприятия обрабатывающей промышленности и транспорта.
Будет более справедливым крупные и сверхкрупные доходы облагать по ставке двадцать процентов
Что касается дискуссии о снижении НДС, то Евгений Примаков поддержал сторонников резкого снижения ставки. Налог, по его мнению, должен быть не больше 13-14 процентов. При этом нужно законодательно прописать льготы на печатную и лекарственную продукцию. По единому социальному налогу, считает Евгений Примаков, нужно планомерное снижение ставки до 18 процентов. Это снижение, если параллельно совершенствовать систему социального страхования, станет реальным стимулом для выхода зарплат из тени.
Под заголовком "Налоговый ринг" 15.11.2005 "Российская бизнес-газета" рассказала о спорах предпринимателей.
Раскритиковал Евгений Примаков и правительственный законопроект о совершенствовании налогового администрирования. Он считает, что в него необходимо срочно внести изменения. Иначе налоговые органы получат права, позволяющие им нарушать принцип презумпции невиновности.
В правительственном законопроекте также есть ряд положений, которые позволяют увеличить срок проверки, который изначально не должен был превышать от двух месяцев до года и более. Так что получившийся в результате проект по совершению налогового администрирования не соответствует духу указаний президента, который потребовал прекратить случаи налогового терроризма, заявил Евгений Примаков.
ТПП также предлагает комплекс налоговых мер по поддержке малого бизнеса. В частности, увеличить порог доступа к упрощенной системе налогообложения с нынешних 20 до 60 миллионов рублей. При этом для инновационных и венчурных производств этот уровень должен быть еще выше - 100 миллионов рублей. Сегодня же реальный доступ к упрощенке могут получить только ларьки и будки на рынке.
Торгово-промышленная палата высказалась в поддержку еще одного спорного вопроса. По мнению Евгения Примакова, стоит поднять вопрос об изменении налогообложения граждан с целью сделать его более справедливым. Речь идет о том, чтобы отменить единую ставку подоходного налога 13 процентов. Крупные и сверхкрупные доходы следует облагать по ставке 20 процентов. Такое распределение будет более справедливым, считает Евгений Примаков.
19 февраля 2009-го. Евгений Примаков (в центре) на презентации проекта создания Майминского завода ЖБИ, которая прошла в Торгово-промышленной палате России. Фото: РИА Новости