Чем займется новая структура, как складываются отношения администрации президента и правительства, как идет реализации национальных проектов - об этом в своем первом интервью в качестве помощника президента Игорь Шувалов рассказал "РГ".
- Игорь Иванович, вы на себе испытали реструктуризацию администрации президента, побывав в роли заместителя руководителя администрации президента и став затем помощником главы администрации. Что принципиально изменилось в работе администрации президента?
- Я пришел в администрацию в качестве помощника президента, потом стал заместителем руководителя администрации и снова помощником.
- Но вы пришли в Кремль еще до реформы администрации, так что старое определение помощника сильно отличается от нового.
- Да. На мой взгляд, нынешняя структура администрации президента более эффективна, чем предыдущая. Система помощников главы государства практикуется во многих странах мира.
Ведь что такое заместитель главы администрации или любого другого органа? Человек, занимающийся административной работой, замещающий руководителя в его отсутствие. В прежней структуре администрации заместители параллельно вели определенные направления внутренней и внешней политики. Почти все эти направления сохранились, только теперь их курируют помощники президента, фактически избавленные от организационной работы внутри администрации как структуры в целом. Исключение составляют лишь два помощника президента, которые являются также заместителями руководителя администрации. Смысловая составляющая работы по направлениям при такой структуре администрации только выигрывает. Каждый выстраивает свою часть работы, отвечая за решение тех или иных задач, поставленных президентом.
- Но для вас все-таки эту работу можно считать новой, в том числе и смыслово. Вы ведь теперь курируете экспертное управление, в состав которого вошло экономическое. Какие задачи вы ставите перед новой структурой?
- Некорректно говорить, что экономическое управление влилось в экспертное. Новая структура действительно сохранила название экспертного управления. Но раньше оно больше работало с референтурой, помогало в подготовке речей главы государства, его посланий. При новой структуре администрации надобность в этом исчезла. Новое экспертное управление возглавил молодой, амбициозный экономист Аркадий Дворкович, работавший ранее в правительстве. На базе управления мы создали аналитический департамент, который будет заниматься сбором и обобщением информации, выявлением долгосрочных тенденций, не на один год вперед.
- В этом вам, видимо, будет помогать Центр стратегических разработок, который с осени планирует заняться примерно тем же самым, включая выявление потенциальных угроз развитию страны в ближайшие 5-10 лет.
- Мы будем активно работать с ЦСР, планируем сотрудничать со многими экспертами, политиками самых различных взглядов. И, что важно, те люди в экспертном управлении, которые займутся анализом долгосрочных тенденций, будут освобождены от повседневной текучки, рутины, которой в каждом ведомстве хватает. Они сосредоточатся на выявлении главных тенденций, тогда как остальную, повседневную, работу будет выполнять другая часть экспертного управления.
- То есть фактически к задачам группы Шувалова, работающей над общенациональными проектами, прибавится еще одна.
- Я очень не люблю это название - группа Шувалова. Это группа администрации президента, и создавалась она после прошлогоднего Послания президента, в котором он обозначил четкую цель - консолидация общества. В ее состав вошли политики самых различных взглядов, эксперты, представители правительства, Думы, Совета Федерации. Буквально шаг за шагом, крупица за крупицей мы выявляли те моменты, на базе которых можно было достичь консенсуса по созданию рынка доступного жилья, по проведению реформы образования, медицинских услуг. Представляете, как тяжело найти компромисс, к примеру, представителю коммунистов и либерально настроенному экономисту? Однако постепенно, выискивая точки соприкосновения, мы пришли к тому, что, например, пакет законопроектов по созданию рынка доступного жилья был разработан и направлен в Думу.
- Выполнение задачи консолидации общества - это понятно. Но не кажется ли вам, что по определенным вопросам консенсус не то что не требуется, а просто противопоказан, поскольку он сильно влияет на качество принимаемых решений? Стремление учесть все мнения в лучшем случае делает решения половинчатыми, а в худшем влияет и на их идеологию.
- Консенсус - это ведь не попытка удовлетворить всех участников процесса выработки решения. Абсолютного согласия по любому вопросу достичь все равно невозможно, тем более когда за одним столом собираются такие разные по своим взглядам люди. Достижение консенсуса не ставит себе в задачу одобрение всех деталей принимаемого проекта. Кто-то все равно с чем-то не соглашается. Говорить о том, что консенсус достигнут, можно, когда среди участников процесса нет тех, кто высказался бы принципиально против принимаемого решения. А дальше частности можно обсуждать. Ведь нам удалось достичь понимания, что не проводить жилищную или образовательную реформу просто нельзя. А дальше мы обсуждали детали и постепенно выходили на те решения, которые сейчас принимаются.
- Та часть работы, которой вы занимаетесь в администрации президента, включая и кураторство экспертного управления, и решение общенациональных задач, и рабочую группу новой комиссии по совершенствованию государственного управления, занимающуюся разграничением полномочий Центра и регионов, фактически создает конкуренцию правительству на программном поле.
- С самого первого дня моей работы в администрации президента, с момента создания группы по решению общенациональных задач, все почему-то заговорили о конкуренции правительству в его еще прежнем составе. Это было не так. Не так это и сейчас. Мы тесно работаем с членами кабинета министров, иногда, конечно, спорим, но это нормально. Мы по определению не можем программно конкурировать с правительством. Ведь экспертное управление не формирует экономическую политику. Для этих целей и существует правительство. В администрации президента, как я уже говорил, анализируют экономическую ситуацию, выявляют тенденции, но не занимаются принятием экономических решений ни в ежедневном режиме, ни на ближайшую перспективу. Мы ни в коей мере не являемся дублерами правительства.
- И все-таки в такой ситуации рано или поздно может назреть конфликт между правительственным видением продолжения экономических преобразований и мнением администрации президента. Приведу только два примера. В бюджетном послании президента правительству, подготовленном не без участия администрации, говорилось о том, что деньги Стабилизационного фонда тратить нежелательно, даже на покрытие гипотетической дыры Пенсионного фонда. Указывались и источники - федеральный бюджет, - из которых на случай возникновения дефицита можно взять средства. Через пару дней один из замминистра финансов говорит, что деньги Стабилизационного фонда тратиться будут. Другой пример. В Послании президента Федеральному Собранию, к подготовке которого также имеет отношение администрация президента, Владимир Путин поставил задачу удвоения ВВП до 2010 года. На одном из недавних заседаний правительства глава минэкономразвития Герман Греф заявил, что при нынешних темпах роста таких показателей достичь не удастся.
- Да, такое бывает. Но это вовсе не означает наличия конфликта между администрацией и правительством или различия в подходах к экономическим преобразованиям. Главное - не отклоняться от генерального курса. А об этом никто не говорит. Что по сути означают сомнения в достижении удвоения ВВП? То, что нам всем, если мы хотим достичь удвоения ВВП, надо активно работать, развиваться более быстрыми темпами, чем демонстрируют другие страны. И работать надо не только правительству и администрации, а всей стране. Фактически это призыв к большей активности.
- Где помимо реализации национальных проектов, которые, кстати, должны заработать только к 2010 году, а значит, свой вклад в рост ВВП внесут позже установленных на его удвоение Путиным сроков, еще находятся точки роста экономики?
- Президент говорил об этом в своем Послании. Одной из точек роста должно стать развитие транспортной инфраструктуры: будь то железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты или же трубопроводы. Это огромный вклад в ВВП.
- А реализацией этих проектов должно заниматься государство или частный бизнес?
- Я противник того, чтобы эти проекты реализовывались только на государственные деньги. Я думаю, найдется немало представителей бизнеса, которые готовы вложиться в развитие транспортной инфраструктуры.
- Это касается и трубы?
- Важно ведь не то, кому труба принадлежит, а то, чем ее наполняют. Компании хотят иметь к ней доступ. Но для них не так уж и важно владеть ею. Было принято решение, что труба находится под контролем государства. Но трубой и нефтью экономический рост не ограничивается. Надо создавать такие условия, чтобы доля сырьевого сектора в структуре ВВП сокращалась в том смысле, чтобы заработали другие отрасли промышленности. Кстати, относительно реализации национальных проектов, которые якобы не успеют внести свой вклад в удвоение ВВП к 2010 году. Это абсолютно не так. К 2010 году с помощью этих национальных проектов - создания рынка доступного жилья, реформы образования, медицины - будет сформирована абсолютно другая экономическая среда. Люди поймут, что с самого раннего возраста их прямой интерес - сначала хорошо учиться, потом - много работать для того, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Конечно, определенные категории граждан не смогут адаптироваться к переменам. Но их никто на произвол судьбы бросать не собирается. Они будут предметом нашей с вами заботы как налогоплательщиков. Но такой ситуации, как сейчас, например, на жилищном рынке, не должно быть, когда люди десятилетиями стоят в очереди на жилье и все равно его не получают. Те, кто в состоянии позаботиться о себе, будут стремиться к улучшению своей жизни, а реализация национальных проектов им в этом поможет.
- То есть затеянные реформы по идее нацелены также на корректировку менталитета?
- Если хотите, реформы должны сформировать новое отношение к жизни, окружающим и себе. Взять хотя бы медицину. Это социальная функция государства? С одной стороны, да. Но с другой - также и огромный вклад в ВВП при сформировавшемся спросе на качественные медицинские услуги со стороны людей, желающих их получить. А таких немало, и к 2010 году будет еще больше. Или рынок доступного жилья. Люди должны понять, чтобы хорошо жить, они должны научиться хорошо работать, зарабатывать, повышать производительность труда. Давайте на конкретном примере. Создание рынка доступного жилья рассчитано на то, чтобы строить жилье, которое реально могут приобретать. Сейчас этот сектор существует в перевернутом, абсолютно непрозрачном виде. В результате нарушены права граждан, потому что в общей очереди на получение квартиры стоят и те, кому действительно положено жилье, кто реально нуждается, и те, кто может и четвертую по счету квартиру получить по каким-либо формальным основаниям.
- Получается, что выгоднее не открывать свои реальные доходы, тогда у тебя есть возможность стоять в очереди на получение бесплатного жилья?
- Стоять-то можно. Получить практически нельзя. Люди десятилетиями ждут бесплатной квартиры без каких-либо гарантий на ее получение. Система же разработанных мер по созданию рынка доступного жилья как раз приводит к тому, что мы создаем реальные инструменты для тех, кто имеет работу, хорошее образование, а соответственно и довольно высокие доходы для приобретения жилья.
По мере приобретения такими людьми жилья будут высвобождаться ресурсы для тех, кто действительно нуждается. И вся система становится прозрачной. А это необходимо на таком непростом рынке, как рынок недвижимости. Посмотрите, что происходит. Спрос на квартиры увеличивается в России не первый год, а адекватного предложения пока нет. Именно из-за этой разбалансированности нам и нужен был комплексный подход.
- Но с появлением новых инструментов для приобретения жилья спрос только увеличится, а соответственно взлетят и цены.
- Естественно, что мы проанализировали несколько вариантов развития событий. Как бы вел себя рынок, если бы мы вообще ничего не делали? Да, спрос на жилье будет расти, причем расти он будет при любых условиях. Но со стимулированием производства даже при увеличении спроса динамика роста цен на жилье будет существенно ниже. И если производители жилья отреагируют правильно, то до 2007 года мы будем иметь весьма незначительное увеличение цен. Хотя сразу оговорюсь - рынок жилья, пожалуй, самый рискованный. Причем не только в России, но и во всех странах: резкие колебания здесь вполне возможны. Поэтому если вы говорите о том, что спрос будет повышаться с появлением новых инструментов, то могу ответить совершенно точно: спрос будет расти. Но он будет качественно иной. Новые инструменты позволяют строителям привлекать больше покупателей со средними доходами, а не только ограниченный круг с высочайшими, позволяют тем самым расширить рынок, гарантируют сохранение производства и при падении цен. Если бы мы ничего не делали, то недвижимость росла бы в цене гораздо быстрее, сам рост был бы значительнее и мог бы закончиться плачевно.
- Вы говорите о стимулировании строительства и прозрачности этой системы. Но разве административные барьеры одними поправками в Градостроительный кодекс можно разрушить, особенно когда строительный комплекс аффилирован с местной властью? Особенно это касается крупных городов.
- Естественно, что одними законами монополию на рынке жилья не разрушить, именно поэтому мы реагируем на все сигналы, в том числе и на те, которые связаны с незаконными проектами. Мы стараемся создать такие механизмы и инструменты, которые позволили бы человеку приобрести жилье. Уже работают на федеральном и региональном уровнях агентства по жилищному кредитованию, правительство выделяет средства под эти программы, принимаются специальные законы. Но при этом мы говорим участникам рынка: "Мы создаем действенные инструменты, но и вы отвечайте адекватными предложениями". Если этого не будет, то возникнет дисбаланс.
- Когда презентовали законопроекты по созданию рынка доступного жилья, общие цифры потребности в жилье, конечно, приводили. Но проводились ли исследования, на кого рассчитана эта реформа: сколько в стране таких людей, какая у них должна быть зарплата, чтобы они могли воспользоваться ипотекой, сколько и каких нужно для этого кредитов?
- Подобные исследования, конечно, проводились. Цифры эти есть в открытом доступе. Просто в разных регионах абсолютно различная покупательная способность, стоимость квадратного метра и так далее. Все зависит от того, какую квартиру вы хотите купить - однокомнатную или пятикомнатную? В Москве или, скажем, Новосибирске? Однокомнатные квартиры в Москве и в Новосибирске существенно отличаются в цене. Я думаю, что в столице однокомнатная квартира будет доступна при заработке от 20 тысяч рублей и выше. Но существует один нюанс - первый взнос. Совершенно понятно, что если у вас уже есть какая-то квартира, то при ее продаже ее стоимость вам засчитывается. Если это у вас первое жилье, но вы молодой человек, то очень скоро банки пойдут на такую меру, как выдача кредитов с пониженным порогом первого взноса. И это вполне оправданно. Если вы, например, закончили институт, проработали три-четыре года, вам нет тридцати лет, то понятно, что впереди у вас еще годы и годы, будем надеяться, высокооплачиваемой хорошей работы. Поэтому пониженный порог первого взноса вполне может составить около 5-10 процентов. Хотя, конечно, все равно какие-то первоначальные накопления нужны.
Правда, Москва - это не самый удачный пример, поскольку заработная плата в столице в среднем гораздо выше, чем во всей стране. Да и уровень жизни здесь существенно отличается от общероссийского. Мы посчитали, что в принципе человек в состоянии оплачивать ипотеку, если он имеет около десяти тысяч рублей ежемесячного дохода. А если у него еще есть и квартира, которую он может реализовать при улучшении жилищных условий, то, как понимаете, ситуация значительно облегчается.
- А ставки по кредитам?
- Если говорить об общей тенденции, то она следующая. Ставки банковских кредитов, в том числе и ипотечных, довольно жестко привязаны к макроэкономическим показателям, в частности - к инфляции, которая у нас имеет вполне прогнозируемый цикл. И в последние годы при стабилизации общей экономической ситуации мы за рамки, заложенные в бюджете, не выходим. Стоимость ипотечного кредита можно рассчитать по следующей формуле: показатель инфляции плюс примерно 3 процента. То есть со снижением инфляции, если нет никаких кризисных явлений, автоматически будет снижаться и ставка ипотечного кредита, которая заложена у вас в договоре, если же, конечно, не брать кредит по фиксированной ставке. А если учесть, что в своем Послании Федеральному Собранию президент поставил задачу перед правительством довести уровень инфляции до трех процентов, то в ближайшие годы ставка по ипотечным кредитам может снизиться до 6%.
Но вопрос доходов, как ни парадоксально это звучит, для наших людей не главное. Гораздо сильнее, чем все математические расчеты, на них действует психологический фактор: брать кредит на 20 лет. А мы взаймы брать очень не любим. При этом люди все же считают, сколько они заплатят по процентам, и общая сумма их останавливает. Они думают, что это несправедливо, неправильно. Но все же необходимо принимать во внимание, что на все эти годы, пока они платят проценты, они улучшают качество своей жизни.
В большинстве стран Евросоюза облигации, связанные ипотечным кредитованием, занимают большую часть рынка, в некоторых странах этот показатель доходит до 90%. Это огромный рынок и хорошие, надежные бумаги. У нас же пока это все находится в зачаточном состоянии. Именно поэтому мы считаем, что необходим комплексный подход, когда нужно заниматься одновременно и спросом, и предложением, то есть запустить все инструменты одновременно. Со стороны государства нужен очень мощный импульс для развития инфраструктуры, которая обеспечит жилищное строительство на всей территории России. Нужно очень активно развивать весь производственный цикл: производство стройматериалов, подрядные организации, управляющие компании, девелоперские компании. У нас же пока все это находится в зачаточном состоянии. Развитие требует огромных средств и инвестиций.
- Повторюсь, но одних законов маловато...
- Если бы это было так просто: принял закон - проблему решил. Мало разработать хороший закон - его правовые нормы необходимо внедрить в жизнь. Эта задача - тяжелая задача - для власти самого разного уровня - федеральной, региональной, муниципальной. Сейчас мы как раз в рамках вновь созданной комиссии по совершенствованию государственного управления ведем работу по разграничению полномочий власти: кто, на каком уровне и за что отвечает. Это очень мудрое решение, правильная схема, которую я поддерживаю всецело. Надо связать вопросы этой комиссии с реализацией национальных проектов.
- А для чего потребовалось создавать комиссию по совершенствованию госуправления именно сейчас, после реформы правительства и принятия закона о госслужбе?
- В чем главный смысл административной реформы? Государственной власти и гражданам, ее формирующим, необходимо определиться с объемом полномочий, которые адекватны сегодняшнему развитию страны и задачам, которые стоят перед страной. То есть мы должны четко представлять, кто, за что и на каком уровне отвечает. И для этого создать необходимый инструментарий через систему разграничения полномочий. Мы анализируем всю картину: это, скажем, у нас лишнее, а этого не хватает. Кроме того, каждый должен точно знать, в чем состоит мера его ответственности. И под эти четко определенные полномочия уже необходимо выделять определенные средства.
И еще один элемент реформы - нужно сформировать такую армию служащих - государственных и муниципальных, - которые будут четко понимать, в каком направлении двигаться. Все это в совокупности и есть административная реформа. Именно поэтому и появилась комиссия по совершенствованию государственного управления, объединяющая все эти направления - функции, структуру, систему уровней власти и государственную службу. Как правило, в других государствах под это специально создается министерство, у нас - комиссия. В рамках этой комиссии и будут приниматься решения.
- Но раньше ту же работу осуществляли три рабочие группы.
- Да, Дмитрий Козак занимался разграничением полномочий центра и регионов, Дмитрий Медведев, а потом Виктор Иванов - госслужбой, правительственная реформа же была отдана на откуп самому правительству. Естественно, что каждая рабочая группа в первую очередь занималась своим сектором.
Теперь же комиссию, объединившую три направления, на более высоком политическом уровне возглавляет глава администрации Дмитрий Медведев. С управленческой и политической точек зрения это было сделано абсолютно вовремя.
Кроме того, комиссия и рабочая группа, в которой мне поручено работать, займутся реформой муниципальной власти, которая стартует с 1 января 2006 года. Для нас является крайне важным развитие местного самоуправления. Если местное самоуправление заработает и будет эффективно, то никакие наши реформы не пропадут даром. Ведь национальные проекты просты и реализуются для каждого человека - это образование, здравоохранение, медицинская помощь и крыша над головой. И дальше начинает работать совершенно другая идеология - снизу вверх.
Вот почему именно сейчас формирование муниципальной власти становится очень важной задачей. Мы ведь как привыкли? Ничего не понимаем, ничего не знаем, нам все время хочется, чтобы кто-нибудь занимался нашими проблемами. Налицо полная апатия значительного числа людей: они платят деньги, а всем пусть занимается, скажем, начальник ЖЭКа, и никакой связи между ними нет. А во всех цивилизованных странах помимо финансовой стороны население формирует органы, выполняющие муниципальные функции, и влияет на принятие некоторых решений повседневной жизни. Муниципалитет - это основа социального устройства их жизни. Если мы начнем двигаться в этом же направлении, организовав "свою деревню", начав с себя, своей семьи, в нашем государстве будет порядок.