12.01.2005 04:00
Поделиться

По России прошли акции протеста льготников

Выдача компенсационных сумм федеральным льготникам, начавшаяся в двадцатых числах декабря, в большинстве регионов прошла спокойно, хотя были и сбои, например, в Санкт-Петербурге. Что касается "регионалов", здесь все оказалось сложнее. Каждый регион, как и разрешил закон, действовал по собственным правилам. Бесплатный проезд для ветеранов оставили лишь несколько городов и областей: в частности, Москва, Екатеринбург и Свердловская область, Тюмень, Ростов, Калининград, Красноярский край.

В большинстве же регионов, в том числе даже в благополучных Самаре и Санкт-Петербурге, ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным решено было взамен натуральных преференций доплатить. Причем суммы компенсаций в разных областях и республиках разные: от 100 до 450 рублей, и где-то по максимуму решено поддерживать репрессированных, а в других регионах - ветеранов труда. В результате не удалось избежать неразберихи и столкновения интересов бывших льготников. Особенно, когда дело коснулось жителей соседних регионов.

В Москве, например, бесплатный проезд оставили лишь для "своих" пенсионеров. Старики из Подмосковья также получили от своих властей "льготу на отмену льгот", но только в пределах области. Приехав в Москву, областные пенсионеры столкнулись с ожесточенным сопротивлением контролеров на всех видах транспорта. Корреспонденты "РГ", едва спустившись в метро, видели, что происходит на подступах к станции "Савеловская". Сотрудники станции выкатили к турникетам дополнительный железный барьер и, опершись на эту "рогатку", смотрели на граждан, явно не ожидая от них ничего хорошего. Если учесть, что проезд в московском метро с нового года подорожал сразу на треть (с 10 рублей за поездку до 13), а наземным транспортом чуть меньше, ясно, что областные жители, которые ежедневно приезжают в столицу на работу, не могли не возмущаться. Особенно не повезло работающим пенсионерам - работу им найти трудно, и они держатся за места даже с небольшой зарплатой.

Акции протеста прошли в подмосковных Дубне, Мытищах, Раменском районе. Самая острая ситуация возникла в Химках. Из-за того, что старики перекрыли Ленинградский проспект, на несколько часов было парализовано движение транспорта, нарушена работа Шереметьевского аэропорта. Вчера губернатор Московской области Борис Громов сделал резкое заявление: он считает несанкционированный митинг организованной провокацией (объявления, приглашающие стариков на улицу, висели на подъездах). Против виновных, сообщил губернатор, будут в законном порядке возбуждены уголовные дела.

"Когда люди хотят иметь более высокие зарплаты, пенсии, более низкие тарифы за услуги - это естественно. Однако нужно также понимать, что сегодня в стране нет возможности резко увеличить пенсии, пособия и зарплаты", - подчеркнул Громов.

Митинговала в эти дни Самара. Здесь вышли на улицы те льготники, кто до сих пор не получил причитающиеся компенсационные суммы. Видимо, людям плохо объяснили, что заранее, в декабре, пенсии вместе с льготными выплатами получит только часть пенсионеров - те, кто по постоянному графику приходит за деньгами в первых числах месяца. Остальные должны были ждать до окончания новогодней декады.

Во Владимире старики тоже вышли на улицы - и тоже спровоцировала возмущение отмена бесплатного проезда. Хотя в этом городе власти обещают, что компенсируют расходы на транспорт самым нуждающимся в виде адресной денежной помощи.

Однако в некоторых регионах, например во Владивостоке, Кургане, власти позаботились и сохранили бесплатный проезд в течение первого месяца года. И хотя транспортников такой подход явно не устраивает, решение взять тайм-аут, чтобы проанализировать, как будут развиваться события, выглядит разумно.

Было бы еще лучше, если бы мэры и губернаторы постарались заранее "просчитать" все плюсы и минусы. И, например, не только разъясняли народу, что за любые услуги все-таки надо платить, но и "поработали" с транспортниками. Глава Вологды Алексей Якуничев заявил вчера, что проезд в общественном транспорте может стать дешевле. И это логично: раньше чуть ли не половина пассажиров ездили бесплатно, теперь они будут платить. Значит, транспортники в состоянии снизить тариф. Кстати, точно такой же экономический подход в связи с монетизацией отстаивает и Михаил Зурабов. Однако беда в том, что никогда ни на транспорте, ни в коммунальном хозяйстве тарифы прозрачными не были - городские и региональные бюджеты дотировали всю инфраструктуру "чохом", по затратному принципу.

Поэтому транспорт - это, к сожалению, не единственный "подводный" камень проходящей болезненной реформы. В большинстве регионов меняется схема оплаты за жилье. Напомним, закон сохраняет на нынешний год все действующие льготы по оплате жилья. Однако в некоторых областях (например, в подмосковных Мытищах) в квитках по оплате уже указаны полные суммы, которые нужно уплатить за январь. А за компенсацией льготникам придется идти и оформлять ее дополнительно. Когда еще придут деньги на счет, а расставаться с несколькими "лишними" сотнями рублей (размер квартплаты зачастую сопоставим со стариковскими пенсиями) придется уже в ближайшие дни.

"РГ" связалась вчера с министерством здравоохранения и социального развития, однако получить комментарий у министра Михаила Зурабова не удалось - он до сегодняшнего дня в отпуске. Однако уже на сегодня в графике министра значится совещание у Михаила Фрадкова. Вчера же о намерении обсудить, как началось выполнение 122-го закона, заявил спикер Госдумы Борис Грызлов и фракция .

Подготовили отделы

соцпроблем, информации,

региональной сети.