Андрей Илларионов перечислил "болезни" российской экономики

Резко критические оценки экономической ситуации Андрей Илларионов давал уже неоднократно. Последний раз - в канун 2005 года. Но подведение итогов прошедшего года все же разительно отличается от нынешнего момента. Сейчас в разгаре страсти вокруг проекта федерального бюджета на 2006 год, к тому же минэкономразвития только что внесло в правительство уточненный прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года.

Отнюдь не амбициозный, как уже всем известно. Оценки роста ВВП, как и промышленного производства, существенно снижены, удержание инфляции в рамках 10 процентов в 2005 году напрямую связывается с рядом труднореализуемых мер (вроде остановки роста цен на бензин, мясо и жилищно-коммунальные услуги). А сверхвысокие цены на нефть, как признало минэкономразвития, перестали быть локомотивом роста. Несырьевые же отрасли гнутся под натиском импорта, "подбадриваемого" крепнущим рублем.

Ясно, что в такой ситуации рождается соблазн дать всему этому запоминающееся и полемически сильное объяснение - благо, что цифры статистики способны действительно произвести впечатление. Андрей Илларионов отметил, что Россия в 2004 году заняла последнее, двенадцатое место среди стран СНГ по темпам роста ВВП, хотя еще в 1999 году держала третье. "В первом квартале России удалось подняться на одну строчку вверх - благодаря тому, что Киргизия из-за известных событий опустилась в самый низ", - прокомментировал советник президента.

Этот факт, по его мнению, а также то, что ВВП на душу населения в России не достигает и 24 процентов от уровня США, хотя в прошлом веке был почти в два раза больше, говорит о "гипогенезии", то есть отставании в развитии нашей страны. Однако главное средоточие болезней Андрей Илларионов обнаружил в топливно-энергетическом комплексе. Налицо резкий рост добычи нефти в России (уже более одной трети объемов стран ОПЕК). Растут и экспортные доходы. Если в 1998 году страна получила 10,3 миллиарда нефтедолларов, то в 2004 году - уже 58 миллиардов. Результатом увеличившегося притока валюты стало ускорение темпов инфляции. Так, потребительские цены прибавили в апреле этого года более 13 процентов по сравнению с апрелем 2004 года, а оптовые цены производителей - более 20 процентов. Реальный эффективный курс рубля приблизился к ситуации 1995-1998 годов, когда действовал "валютный коридор", заявил Андрей Илларионов: "Но каждый успех в укреплении рубля означает проблемы для обрабатывающих отраслей промышленности".

Эта та самая "голландская болезнь", в оценке опасностей которой солидарны все деятели экономического блока правительства. Однако Андрей Илларионов увидел непоследовательность в их политике. "Голландская болезнь" в экономике - это ожирение, опухоль и невроз одновременно. Для удаления больных клеток организма придуман механизм Стабилизационного фонда. Но проделывание в нем дырок - это распространение инфицированных клеток по всему организму", - вступил Андрей Илларионов в заочную дискуссию с минфином, который одобрил идею траты части денег Стабфонда на инфраструктурные проекты. Как видим, своей жесткой позиции - эти деньги можно тратить только за пределами страны - Илларионов не изменил: "Идет усугубление "голландской болезни" за счет увеличения цены отсечения и создания инвестиционного фонда. Это разрушает и без того быстро ухудшающуюся макроэкономическую ситуацию".

Другое решение о резком увеличении расходов бюджета советник вписал в контекст "долгоиграющей" болезни под названием "инфантилизм". "Увеличение расходов бюджета с 24 до 118 миллиардов долларов в год за последние пять лет создает ощущение того, что можно делать все. Наступило головокружение от успехов". Вслед за этим выводом Илларионов привел данные о том, что за эти же пять лет экспорт капиталов из России утроился, а только за первый квартал этого года вывезено 19 миллиардов долларов. По его мнению, это свидетельствует об "ускорении деградации экономической политики".

Признав, что структурные реформы в экономике так и не завершены с начала девяностых годов прошлого века, экономический советник президента сделал парадоксальный вывод. Его суть в том, что нынешняя государственная политика структурных реформ - не что иное, как "неквалифицированное хирургическое вмешательство". И именно оно и стало причиной замедления темпов роста. Главными "хирургами" он обозначил налоговые органы, Генпрокуратуру и минэкономразвития.

Разумеется, не обошлось без темы "дела "ЮКОСа". Любопытно, что Андрей Илларионов описал эту ситуацию в терминах идущей национализации нефтяного сектора. И в этой связи поставил экономике еще один диагноз - "венесуализации" страны. Согласно приведенным им данным, до того как в конце пятидесятых годов прошлого века правительство Венесуэлы провело национализацию нефтяных компаний, ВВП на душу населения рос самыми быстрыми темпами в мире. Сейчас же он сократился в четыре раза по сравнению с теми временами. По оценкам советника, наибольшую вероятность удвоить ВВП за десять лет имеют страны, где в нефтяном секторе доминирует частный капитал.

На вопрос же о том, каковы шансы излечиться от перечисленных недугов, Андрей Илларионов назвал несколько рецептов. Они таковы: приватизация нефтяной и газовой отрасли, снятие всех ограничений для иностранных инвестиций в российский ТЭК, а также в трубопроводную систему, порты, электрические сети. Кроме того, продажа энергетических активов иностранным компаниям.