Черноморские рубежи российской дипломатии: экономическое измерение

Уже многие годы Черноморский регион имеет для России особое геополитическое значение, является зоной ее стратегических интересов. Наша страна проводит последовательную линию на превращение этого региона в зону мира, стабильности и добрососедства. Уверены, что такая политика отвечает интересам всех Причерноморских государств.

Достижение этих целей может быть обеспечено, в том числе, за счет эффективной деятельности Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) - Международной региональной экономической организации, созданной при нашем непосредственном участии. Как известно, государствами - основателями ЧЭС, кроме России, стали также Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция и Украина, а впоследствии к ЧЭС присоединились Сербия и Черногория.

Немного фактов: приоритетные направления и основные механизмы деятельности ЧЭС, как регионального формата сотрудничества, определены в Стамбульской декларации, подписанной главами государств и правительств этих стран в

1992 г. С мая 1999 г., после вступления в силу ее устава (подписан в 1998 г.), ЧЭС функционирует как полноформатная международная организация. Пространство ЧЭС включает территорию всех стран-участниц и составляет сейчас почти 20 млн. кв. км. Население этих стран превышает 340 млн. человек, а их совокупный ВВП - около 1,3 трлн. долл.

В рамках ЧЭС сформированы и функционируют 15 рабочих групп, наиболее активными из которых являются группы по транспорту, энергетике, борьбе с организованной преступностью, по преодолению чрезвычайных ситуаций.

В России полагают, что эта организация является уникальной в плане экономического сотрудничества и поддержания стабильности в Черноморском регионе и, со своей стороны, намерены и далее предпринимать необходимые меры для консолидации ее деятельности. Более того, считаем, что неизменно подтверждавшееся странами - участницами ЧЭС на политическом уровне стремление повысить эффективность работы организации должно быть воплощено в последовательной реализации принятых решений и новых инициативах. Сейчас следует вести речь о сугубо конкретных вещах, имеющих непосредственное значение для жизни народов нашего региона и его экономики.

В сотрудничестве с другими международными организациями ЧЭС может вносить более заметный вклад в решение проблем, напрямую влияющих на экономическое развитие, политический климат и доверие на региональном уровне.

Каждая из стран - участниц организации, и это вполне естественно, имеет в ЧЭС собственные приоритеты. Для нас это ускоренное экономическое и социальное развитие Причерноморских регионов Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область). Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы поощрять экономические связи этих субъектов Российской Федерации с соответствующими регионами других стран Черноморского экономического сотрудничества.

Дальнейшему совершенствованию регионального взаимодействия призваны, в частности, содействовать договоренности, достигнутые в ходе встреч отраслевых министров стран - участниц ЧЭС. На таких встречах, проводимых достаточно регулярно, участниками выдвигаются разнообразные инициативы.

В числе выдвинутых Россией и представляющих интерес для всех стран ЧЭС инициатив - предложения ускорить работы по синхронизации энергосистем стран Восточной и Западной Европы, создать Черноморское электроэнергетическое кольцо, установить регулярное пассажирское и паромное сообщение между портами Черного моря. Россией поддержана концепция скоординированного развития скоростных автомагистралей вокруг Черного моря, а также развития водно-транспортных артерий, включающих внутренние водные пути в регионе. Перспективными, на наш взгляд, являются скоординированное развитие транспортной инфраструктуры в регионе и ее состыковка с европейскими и азиатскими транспортными магистралями.

Эти и некоторые другие предложения стали темой предметного обсуждения участников встреч отраслевых министров стран ЧЭС (транспорта, энергетики, внутренних дел, юстиции и государственного управления, туризма), проведенных в последние месяцы. Отрадно, что дискуссии на этих встречах отличались очевидным стремлением стран-участниц сосредоточиться на конкретных направлениях регионального сотрудничества. Видимо, сейчас важно договориться о том, чтобы выстроить систему мониторинга за реализацией решений таких отраслевых встреч: ведь подобный механизм является ключевым с точки зрения повышения эффективности деятельности всей организации. Уже в ближайшее время Россия планирует внести соответствующие предложения на этот счет.

Особый интерес проявляется нами к проектам, стимулирующим внутренние реформы и интеграцию экономик стран региона в международную систему разделения труда. Первые шаги в этом направлении сделаны по линии Фонда развития проектов ЧЭС - подразделения, созданного в Организации ЧЭС в 2002 г. Считаем работу этого фонда весьма перспективной.

Самостоятельным направлением является деятельность по финансированию проектов, разрабатываемых в странах ЧЭС. Этими вопросами занимается функционирующий с 1999 г. в Салониках Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Банк профинансировал около 60 проектов, более десяти из которых реализуется в нашей стране. Среди значимых для юга России хотел бы отметить проекты по поддержке малого и среднего бизнеса, строительства морских грузовых терминалов в Новороссийске и ряд других.

Россия наряду с Грецией и Турцией является одним из крупнейших акционеров этого банка, что дает ей право быть постоянно представленной в его высшем руководстве. С самого начала деятельности ЧБТР представитель России занимает пост вице-президента банка, а в 2010-2014 гг. станет его президентом.

Не будет преувеличением сказать, что данное решение Совета управляющих банка, принятое совсем недавно, в конце июля этого года, в результате энергичных усилий российской экономической дипломатии носит знаковый характер. Наша страна получает право назначить своего кандидата руководителем одной из авторитетных международных финансовых структур. Это назначение станет ярким подтверждением и признанием растущего веса России в мировом финансовом сообществе и в Черноморском экономическом сотрудничестве. Для предстоящего председательства России в Организации ЧЭС в мае-октябре 2006 г. создается, таким образом, хороший задел.