Системы защиты от краж в магазинах нередко нарушают права покупателей

Все новыми системами защиты товара от краж обзаводятся уральские магазины. Одни наполняют торговый зал охранниками "в гражданском", которые пристально следят за поведением каждого покупателя, другие, чтоб не возникало соблазна прихватить товар, заранее изолируют сумки и кошельки.

Но, как ни печально, ни одно из нововведений не направлено на комфортное пребывание покупателей в супермаркетах. Их по-прежнему готовы обыскивать и допрашивать с пристрастием.

Снимите юбку

Покупатели редко подают на своих обидчиков в суд. Елена Бучинская чуть ли не единственная, кого не остановили трудности со сбором доказательств и бюрократические проволочки. Однако отсудить удалось лишь четыре тысячи рублей.

Безумная история с раздеванием в магазине произошла два года назад. Елена пошла за продуктами в ближайший универсам. Набрала корзину товара, расплатилась. А когда начала выходить из зала, сработала сигнальная планка. Охранники стали выяснять, что же женщина пронесла нелегально, попросту говоря, своровала.

Елена даже не сразу поняла, чего от нее хотят. Безропотно показала все, что лежит в корзине. Подтверждение чека, что все оплачено, охране оказалось мало, женщину отвели в комнату персонала для досмотра вещей.

Ничего не обнаружив и в сумке, спросили: новая ли на ней одежда. Попросили снять юбку - последнее приобретение. Шокированная женщина повиновалась, как сама потом призналась, словно во сне. Юбка оказалась "размагниченной". А причина пронзительного писка сигнализации крылась в пиджаке, который, кстати, был куплен давно, и женщина не раз в нем ходила в магазин. Елену, конечно, отпустили, но даже не извинились.

Пойти на принцип

Муж, узнав о том, как его жену оскорбили в магазине, решил подать иск в суд. Причем администрация магазина от всего ловко открестилась: мол, задерживали работники частного охранного предприятия, с которыми у нас договор, вот с ними и разбирайтесь. Так и поступили. Ленинский районный суд Екатеринбурга удовлетворил иск Елены Бучинской о защите чести и достоинства и постановил: ответчику - ООО "Фут-центр" - выплатить в качестве компенсации морального ущерба 10 тысяч рублей. Ответчик обжаловал решение. И после очередной судебной канители постановил: выплатить четыре тысячи. В руки Елены деньги попали совсем недавно.

- Потраченные нервы и время стоят явно больше четырех тысяч! - уверена Елена Бучинская. - На нас столько грязи вылили за все время разбирательств, сколько за всю жизнь не слышала. Так что, если кто-то хочет на таком деле разбогатеть, забудьте об этом. У нас в стране такое невозможно.

Однако Елена уверена: случись с ней еще раз подобное, она опять пойдет в суд. Из принципа. Но в отличие от Елены Бучинской, большинство "жертв супермаркетов" предпочитают переживать свой позор дома и ни на какой принцип не идут: накладно, долго, слишком много хлопот.

Упакованные

В наших супермаркетах изначально не признают понятия " презумпция невиновности". Потенциальным вором считается каждый, кто подходит к прилавку. Причем никаких мук совести от такого отношения к своим кормильцам-покупателям владельцы магазинов не испытывают.

Одно из последних нововведений в супермаркетах - обязательная упаковка всех вносимых в зал вещей в пленку, а когда люди не понимают, почему они должны распихивать кошельки и сотовые по карманам, а сумку затягивать в полиэтилен. Их просят "жить по законам магазина" и не устраивать смуту.

Впрочем, и полностью "упакованные" покупатели тоже остаются на подозрении. Электронные устройства в супермаркетах продолжают пищать, "вынося приговор". Плохо размагниченные продукты, одежда, купленная сто лет назад, косметика из другого магазина - все это может привести вас под надзором на досмотр.

Сами специалисты признают: электронное оборудование несовершенно. Оно может сработать на крупную купюру, кредитку, другую защищенную голограммой продукцию.

В итоге получается, что покупатели, пережившие хоть раз стресс "допроса с пристрастием", вынуждены каждый раз идти за покупками с подспудным чувством страха и неизбежного унижения.