В прошлом году в Башкортостане скопилось более пяти миллионов кубометров твердых бытовых отходов. Однако современных хранилищ для них в республике практически нет.
Свалка или полигон?
Современные бытовые отходы, а их объемы год от года растут, имеют крайне пестрый состав: в них может попасть ртутный градусник или аккумуляторная батарея. Да и органика, разлагаясь, отравляет почву и грунтовые воды.
В развитых странах для снижения нагрузки на окружающую среду строят так называемые "чистые" свалки. В республике к ним можно отнести отвечающий основным европейским требованиям Стерлитамакский полигон твердых бытовых отходов. Его чаша получила специальный экран из геомембранной пленки, пропускающей чистую воду и задерживающей вредные примеси. Цена такого покрытия 8-10 евро за квадратный метр. Котлован оборудован системой фильтрата, позволяющей собирать скопившуюся на дне влагу и увлажнять мусор, способствуя его лучшему разложению.
Такая технология практически исключает риск загрязнения почвы и грунтовых вод, но имеет один существенный минус - высокую стоимость. Стерлитамакский полигон обошелся республиканскому бюджету в 67 миллионов рублей, треть из которых ушла на защитную систему. Неудивительно, что процесс создания подобных объектов идет достаточно медленно. Инвесторов сюда не привлечь, а муниципалитеты далеко не всегда могут изыскать необходимые средства. В рамках реализации Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы РБ на 2004-2010 гг." на бюджетные средства было построено и введено в эксплуатацию 27 современных полигонов ТБО, притом, что в целом по республике насчитывается от 3500 до 5 000 мусороприемников.
Хуже всего дела обстоят в Уфе - единственная городская свалка в поселке Черкассы вообще лишена защиты от попадания вредных веществ в почву и грунтовые воды. Она возникла еще в прошлом веке после закрытия полигона "Камышлинский-2". Конкретных планов быстрого решения проблемы у уфимских коммунальщиков нет. Строительство нового полигона, отвечающего современным требованиям, с защитным экраном и системой фильтрата влаги намечалось около деревни Красный Яр Уфимского района. Однако из-за технических проблем и протестов местных жителей начнется оно, вероятнее всего, не скоро.
Мусорная селекция
Почти половину отходов, вывозимых на республиканские свалки, составляет макулатура и всевозможные полимеры, около 6-8 процентов приходится на чермет, ветошь, текстиль и только треть - на пищевые отходы и органику. Несложно подсчитать, что более 60 процентов мусора пригодно для вторичной переработки. При наличии достаточных объемов это может приносить неплохую прибыль. Килограмм лома черных металлов в Башкортостане стоит два с половиной рубля, картона - 1 рубль 80 копеек, стекла - около рубля. Помимо финансовой отдачи, сбор вторсырья позволяет в разы уменьшить нагрузку на полигоны и существенно продлить сроки их эксплуатации.
Правда, при всех своих плюсах привлекательная на первый взгляд идея делать деньги на мусоре упирается в одну трудноразрешимую проблему. Дело в том, что практически отсутствует распространенный на Западе селективный сбор, когда жители сами сортируют бытовые отходы, складывая их в отдельные контейнеры. С 2004 года подобный эксперимент идет в двух микрорайонах Стерлитамака, но его дальнейшее расширение в современных реалиях было признано экономически нецелесообразным. В ближайшее время селективный сбор планируется наладить и в Уфе. Летом прошлого года глава столичной администрации Павел Качкаев подписал постановление "О комплексных мерах по совершенствованию системы сбора твердых бытовых отходов в ГО г. Уфа РБ". Согласно этому документу, эксперимент по селективному сбору начнется в Калининском, Ленинском и Октябрьском районах столицы, где одна из коммерческих компаний установит так называемые евроконтейнеры MGB для раздельного сбора мусора. Однако перспективы проекта весьма туманны. Бытовая культура уфимцев оставляет желать много лучшего.
По мнению специалистов, чтобы приучить население отделять хотя бы пластик, картон и органику нужно, перенимая мировой опыт, использовать метод кнута и пряника. Германия известна высокими тарифами на вывоз мусора, но для тех, кто ведет селективный сбор, они значительно ниже. Необходимо принятие новых нормативных актов, предусматривающих льготы для сортирующих мусор предприятий и граждан и санкции против тех, кто продолжает кидать все в одну корзину. И хотя проблема назрела давно, никаких законодательных инициатив со стороны властей пока не поступало.
Сила рук
Поскольку селективный сбор в Башкортостане фактически отсутствует, единственным способом извлечения вторсырья остается сортировка на полигонах. В Европе этот процесс в основном автоматизирован. У нас распространение подобных технологий сдерживает их высокая стоимость. Сортировочные цеха в германских городах Дрезден и Плаун стоят около 20-30 миллионов евро, причем цена одного модуля доходит до 300 тысяч евро. Поэтому на местах распространен ручной или, в лучшем случае, частично автоматизированный отбор, - как в Тольятти, Первоуральске, Набережных Челнах и Москве.
В Башкортостане все линии сортировки твердых бытовых отходов работают вручную. Самая крупная - стерлитамакская, позволяет обрабатывать треть отходов второго по величине города республики. Интересно, что вопреки распространенному мнению, на подобном "производстве" отсутствует кадровый дефицит. Как показала практика, за зарплату, превышающую среднегородские показатели хотя бы на четверть, и полный соцпакет, находится немало желающих заниматься сортировкой отходов. Не случайно, что все новые сортировочные цеха, строительство которых намечено в Стерлитамаке и Уфе, будут использовать исключительно ручной труд. Полуавтоматическую линию планируется построить в Нефтекамске, но от момента начала строительства до пуска пройдет не менее двух лет. Словом, в ближайшие годы башкирский мусор если и будут сортировать, то только вручную.