6 марта исполнилось ровно сто лет со дня официального открытия железнодорожного моста через Волгу в Ярославле, связавшего Москву с северными регионами страны.
До появления этого моста десятки тысяч тонн груза с севера переправлялись на баржах через Волгу и перегружались на трамвай, доставлявший грузы на ярославский железнодорожный вокзал.
Как сообщает управление СЖД, строительство в Ярославле железнодорожного моста началось в 1910 году. Автор проекта инженер С.И. Ольшевский спроектировал пять речных ажурных полукруглых ферм (пролетов) по 68,243 сажени (145,6 метра) весом по 72803,7 пуда (1200 тонн) и два береговых пролета по 12,74926 сажени (20 метров) каждый, весом по 3347,01 пуда (55 тонн). Железнодорожная колея предполагалась одна, для пешеходов внутри пролетов по обеим сторонам пути имелись два тротуара. Для конных экипажей проезд не предусматривался.
21 февраля 1913 года (по старому стилю) в день 300-летия царствования Дома Романовых мост был торжественно открыт. Ярославская газета "Голос" от 22 февраля (7 марта) 1913 года сообщала, что "поезд очень тихим ходом прошел через весь мост и двинулся дальше по направлению к станции Ярославль-город..."
Во время пребывания императорской семьи в Ярославле 21 мая 1913 года Николай II осмотрел и одобрил новое сооружение, а 31 мая 1913 года железнодорожному мосту через Волгу в Ярославле было присвоено название "Мост императора Николая II". В народе мост с тех пор стали именовать Императорским, Николаевским или Романовским.
В годы Великой Отечественной войны через этот мост на фронт двигались составы с войсками и боевой техникой. Немецкие "Юнкерсы" не раз пытались взорвать его, но благодаря охране специального авиационного полка и зенитной батареи этого не случилось. Однако на экстренный случай неподалеку в 1942 году был сооружен деревянный мост-дублер. Всю войну резервный мост был готов прийти на помощь Императорскому. Разобрали временную мостовую переправу лишь в 1948 году.
В советский период мост продолжал оставаться "особо охраняемым объектом". Переход на другой берег Волги для горожан по нему был закрыт. Жители Ярославля вынуждены были пользоваться паромной переправой, пока в 1966 году неподалеку от железнодорожного не был построен автомобильно-пешеходный мост, названный Октябрьским.
Опоры железнодорожного моста были настолько прочными, что в 1970-1972 годах его из одноколейного превратили в двуколейный. А в 2003-2005 годах мост пережил еще одну реконструкцию - его дореволюционные полукруглые пролеты были заменены на новые, трапециевидные.