Концерты классической музыки в Смоленске не редкость, но возможность попасть на "живое" выступление прославленного на весь мир оркестра Федосеева представляется горожанам раз в 10 лет. Знаменитый коллектив принимал участие в фестивале, посвященном 200-летию со дня рождения Михаила Глинки в 2004 году, и приехал снова - на очередной юбилей. К сожалению, сам маэстро Федосеев в этот раз посетить Смоленск не смог, дирижировал его ученик, швейцарец болгарского происхождения Миша Дамев, но это не помешало любителям музыки получить неописуемое удовольствие от великолепного концерта.
Первое отделение было отдано Чайковскому: в исполнении оркестра прозвучала увертюра-фантазия из оперы "Ромео и Джульетта" и ария Татьяны из "Евгения Онегина" в исполнении солистки Большого театра Елены Евсеевой, во втором отделении - 7-я симфония Бетховена. В конце концерта музыканты отдали дань уважения основоположнику русской классической музыки Михаилу Глинке, исполнив под бурные овации зала увертюру к опере "Руслан и Людмила". Этот концерт, несомненно, станет ярчайшим событием музыкального фестиваля имени Глинки, посвященного 210-летию со дня рождения композитора.
Всероссийский музыкальный фестиваль имени Глинки проводится в Смоленске с 1958 года и по праву считается одним из старейших в России. Появился он благодаря знаменитому русскому тенору Ивану Козловскому. Побывав в Смоленске и приняв участие в памятном концерте в честь 100-летия со дня смерти Михаила Глинки, певец отправил в редакцию областной газеты "Рабочий путь" открытое письмо Александру Марчуку, дирижеру духового оркестра, под аккомпанемент которого выступал, предложив учредить фестиваль.
- Я читал, что на родине Глинки колхозниками проводится праздник песни, - написал всенародно любимый исполнитель. - Но такие праздники можно и нужно проводить с гораздо большим размахом. Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу.
Идея пришлась смолянам по душе, ее активно обсуждали на страницах газеты, и первый фестиваль прошел уже на следующий год. С тех пор его концепция практически не изменилась: фестиваль длится десять дней, 1 июня у памятника композитору в сквере Блонье в историческом центре Смоленска проходят торжественные мероприятия, посвященные дню рождения композитора, в один из дней фестиваль полностью переносится на территорию музея-усадьбы Глинок в селе Новоспасском.
Фестиваль, несомненно, является достопримечательностью Смоленской области, однако размаха вагнеровских торжеств, который грезился Ивану Козловскому, он не достиг. Еще в 1983 году в свет вышла книга Георгия Сальникова "Глинка в Смоленске", в которой автор, повествуя о фестивале, пишет:
- Действительно, ежегодные музыкальные фестивали имени Глинки, проводимые на его родине, воспринимаются как своего рода памятник великому композитору от благодарных потомков. Хотелось бы только, чтобы они носили не местный характер, а приобретали черты всероссийского (если не всесоюзного) праздника музыки. Тогда, как и пушкинские дни поэзии, они станут привлекать внимание музыкальной общественности всей страны и найдут отражение в центральной прессе, на радио и на телевидении. Имя Глинки и то, что им сделано для расцвета отечественной музыки, заслуживают этого.
Через тридцать лет приходится констатировать: фестиваль имени Михаила Глинки в Смоленске так и остался событием местного масштаба, с ним не связаны громкие премьеры и шумные события. О причинах остается только гадать. Десять лет назад в Смоленске Владимир Федосеев отметил, что Глинка сложен для исполнения, "заигран" и звучит сейчас совсем не так, как звучать должен. Это, возможно, отпугивает от музыки композитора исполнителей. Что же до фестиваля, то, находясь в зависимости от бюджетного финансирования, его организаторы скованы ограниченностью средств и заботятся не столько о том, как провести фестиваль, сколько о том, как его вообще провести. В результате у смолян есть маленький, по-домашнему уютный фестиваль, о котором мало кто слышал, и который мало соответствует огромному вкладу Михаила Глинки в развитие русской классической музыки.