Валерий Фокин: В провинции зритель более "голодный" до впечатлений

В Пскове состоялась творческая встреча с Валерием Фокиным, художественным руководителем Александринского театра, труппа которого приехала в город в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности "Большие гастроли. Театральное лето России 2014".

Помимо того, что Фокин - один из лидеров современной европейской сцены, режиссер с 45-летним стажем, чьи спектакли критики называют "единственным примером соединения системы Станиславского и "схемы Мейерхольда", руководитель старейшего в стране театра, он еще и создатель Центра имени Всеволода Мейерхольда, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, председатель Гильдии театральных режиссеров России.

Встреча проходила в местном театре драмы имени Пушкина, где, к слову, во время зимнего Пушкинского театрального фестиваля стартовал цикл открытых лекций известных мастеров сцены, театроведов.

Валерий Фокин обратился к публике с вопросом: "Что вас интересует? Я на все честно отвечу". Незамедлительно последовали вопросы.

Валерий Владимирович, что вас волнует сегодня?

Ваперий Фокин: Если не говорить про международную обстановку, волнует, чтобы наш спектакль прошел хорошо. Для меня важен приезд в любой город. Псков, конечно, город театральный, имеющий свои традиции, но я считаю, что хороший театр (мне хочется думать, что наш театр неплохой) каждый раз должен сдавать экзамен. Не важно, где он играет - в Пскове, Петербурге, Париже… Он должен почувствовать (а это очень сложно - с одного раза) и контекст зрителя, и город, и приспособиться к другой площадке, - и выдержать этот экзамен с учетом всех довольно непростых обстоятельств. Актеры, мне кажется, меня понимают.

У нас большие, сложные в техническом оснащении спектакли, задействовано много различной машинерии, и привоз их в другой город сложен. Я считаю, что старейший национальный театра должен делать спектакли не с двумя актерами или с двумя табуретками, а многофигурные композиции.

На днях мы открываем 259-й сезон. Тем не менее, не являемся театром, которому по возрасту тысяча лет. Музей должен быть в театре - в здании, в карельской березе и люстрах. Но если музей на сцене - это конец. Поэтому нам важно показать, как мы сегодня работаем, как взаимодействуем с классикой, консервативны мы или нет...

Есть ли разница между зрителем столичным и провинциальным?

Ваперий Фокин: Конечно, есть. Вообще понятие "провинция" - не географическое, а духовное. В провинции можно найти людей гораздо более интеллигентных, образованных, чем в двух столицах. Роль играет твое внутреннее состояние и твой духовный мир. В провинции зритель более "голодный", жадный до впечатлений, не так избалован, как столичный житель. Сложность в том, как театру, режиссеру адресно работать, как понять, для кого ты создаешь спектакль, что ты хочешь сказать, кого образовываешь, подтягиваешь в театральном отношении. Или ты сдаешься и говоришь: "Я хочу только одного - чтобы зрителей было как можно больше". Это уже другая позиция.

Часть зрителей во многих регионах посмотрела и продолжает смотреть низкопробные антрепризы. У них возникает некая тоска по серьезному театру, от которого отвыкли, потому что мы разрушили систему гастролей, существовашую в советское время. С точки зрения организации, передвижения театров там все хорошо было отлажено. Теперь мы начинаем возрождать гастрольную систему. Это полезно и правильно. Нам надо создавать единое театральное пространство и, как следствие, - единое культурное и духовное пространство. Я очень поддерживаю гастроли. Здесь много пользы - и для нас, и для зрителей, к которым мы приезжаем, и для культуры региона.

Мне кажется, международные гастроли ослабеют вследствие политической ситуации. Хотя в любой момент все может повернуться как в одну, так и в другую сторону. Но вырастет приоритет гастролей российских.

Где ваш театр был на гастролях недавно?

Ваперий Фокин: На театральном фестивале в Вологде мы показали спектакль "Ксения. История любви" - о святой блаженной Ксении Петербургской. Мы его сделали за одну ночь, буквально за две репетиции, потому что перенос нашего спектакля был невозможен. Играли в открытом пространстве, во дворе Вологодского Кремля. Отказались от декораций, работали на фоне естественных стен, церквей, использовали то, что было в Кремле, вплоть до колокольного звона. Получился другой, новый спектакль. Я очень доволен этим опытом. Важно, чтобы артисты умели играть в новых обстоятельствах. Хотя это было непросто: ночь, холод, сыро, весь день шел дождь, а за пять минут до начала спектакля закончился. Как будто по знаку сверху прекратился! Такое может быть только один раз. В этом и сила театра: здесь и сейчас. На следующий день все было уже по-другому.

Ваше отношение к происходящим на Украине событиям? И к присоединению Крыма к России.

Ваперий Фокин: Я считаю, что это очень правильный процесс - присоединение Крыма, абсолютно ненасильственный, органичный и исторически обусловленный. Что касается происходящего на Украине, не буду вдаваться в подробности. Потрясает то, что мир ничему не учится. Потрясаем мы: несмотря на разного рода движения цивилизации и всяких технологий, находимся в состоянии средневекового мышления. Сейчас я занимаюсь лермонтовским "Маскарадом", исследую с актерами спектакль Мейерхольда, поставленный 100 лет назад. Там те же страхи, то же ощущение того, что сейчас что-то произойдет. Ничего не меняется, разве только формулировки. Моральные категории - на словах. Это апокалипсис. Амбиции по-прежнему руководят миром.

Что для вас Псков?

Ваперий Фокин: Псков для меня связан, прежде всего, с Пушкиным. С его творчеством, с его временем, с ним лично. Когда я приезжал сюда в феврале на заседание президентского совета, это было очень коротко. По городу надо походить, хочется все разглядеть, побыть тут подольше. Это ведь история России.

У вас есть любимый театральный режиссер?

Ваперий Фокин: Провокационный вопрос. Очень сложно режиссеру говорить о своих коллегах. Хотя я исключение. У меня в друзьях несколько хороших режиссеров и нет комплекса зависти. Я могу радоваться чужому успеху. Например, мы прекрасно общаемся, дружим с Львом Додиным. Могу еще парочку имен назвать. Обычно режиссеры очень напряженно общаются друг с другом. В силу специфики нашей профессии мы одинокие люди. Внешне - как бы коммуникабельны. Все время надо делать вид, что ты все знаешь, уверен… На самом деле, так же не уверен, как и все остальные. Просто тебе нельзя показать это.

Поэтому счастье, когда режиссер работает с актерами, которые его абсолютно понимают, перед которыми ему не стыдно ошибиться, и им не стыдно перед ним ошибиться… Это бывает редко. Обычно все время надо быть "в стойке". Отчего это идет? Если ты выиграл, то все молодцы. Когда ты проиграл, то виноват ты один, режиссер несет за все ответственность. Поэтому мы люди, как правило, закрытые, раздражительные.

Чьи постановки вы недавно смотрели? Ваша оценка?

Ваперий Фокин: Понравился спектакль Николая Рощина "Старая женщина высиживает". Я считаю, это любопытная работа, сделанная в нашем театре. Мне нравятся спектакли Додина, я всегда хожу на его премьеры. В Москве не видел много последних премьер, надо посмотреть.

Вы больше не москвич?

Ваперий Фокин: Я житель двух столиц. Уже 12 лет работаю в Питере.

Какова роль театра в современном обществе?

Ваперий Фокин: Я считаю, что главная роль русского драматического театра - просветительская. При всех разных эстетических направлениях, жанрах для меня самое важное - зачем это сделано. И самая важная тема - "строительство" человека. Нет ничего важнее. Серьезный драматический театр должен не развлекать, а заниматься вещами внутреннего содержания. Сегодня вполне актуально могут звучать слова Гоголя, говорившего, что театр - это кафедра. Хотя у нас теперь кафедра в соцсетях…

Любой спектакль для меня - это высказывание, которое не может не иметь отношения к сегодняшнему дню. Вопрос в том, насколько это чувственно для тебя. Что задевает тебя, волнует, остро дергает сегодня. Главное - понимать, зачем ты делаешь это, ради чего? Какова сверхзадача, как говорили наши учителя.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать художественный руководитель театра?

Ваперий Фокин: Худрук театра - это особый талант. Можно быть средним режиссером и блестящим худруком. Можно быть блестящим режиссером и никаким руководителем. Профессия худрука должна идеально сочетать в себе много разных способностей: режиссерских, творческих, организационных, дипломатических, педагогических. Должна быть какая-то харизма, которая появляется не сразу, а в результате авторитета вождя ( вождя в хорошем смысле). Лидерские качества очень важны, причем их надо завоевывать. Это целый комплекс способностей. С одной стороны, это приходит с опытом. С другой, способности либо есть, либо нет. Далеко не каждый режиссер может быть худруком. Это редкая специальность, которая сегодня, мне кажется, во многом утеряна. К сожалению, у нас нет "скамейки запасных", говоря футбольным языком, нет главных режиссеров. У нас все сумбурно, хаотично.

С одной стороны, надо очень любить артистов, с другой - им надо прощать. Это вопрос очень тонкий. Тут как с детьми. Надо быть твердым. Жесткая рука в белой перчатке. Я бы так сказал.