МАКС-2015 покажет новое видение дирижаблестроения в России

Дирижабли, которые, казалось бы, еще в первой половине ХХ века проиграли воздушную битву скоростным крылатым машинам, постепенно возвращают свои позиции.

Стоит напомнить, что первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля был предложен еще в 1880-х годах русским ученым Константином Циолковским. К началу Первой мировой войны Россия имела достаточно большой по тем временам воздухоплавательный парк - более чем два десятка аппаратов.

Однако в мировой истории авиации дирижабли больше ассоциируются с Западной Европой, чем с нашей страной.

В 1919 году британский дирижабль пересек Атлантику, став первым подобным аппаратом, преодолевшим океан по воздуху. А в конце 1920-х годов немецкий дирижабль "Граф Цеппелин" начал первые регулярные пассажирские трансатлантические рейсы.

Показательно, путешествие в дирижабле по уровню комфортабельности превосходило полеты на тогдашних пассажирских самолетах. В огромных воздушных кораблях находились уютные пассажирские каюты со спальными местами. Имелись прогулочные палубы с окнами вдоль стен, ресторан с изысканной кухней и салон.

Именно возможность обеспечения пассажирам дирижаблей максимального комфорта может стать причиной их стремительного возрождения в гражданском обличье.

На Западе уже прорисовываются очень интересные проекты летающих "Титаников", которые периодически показывают на различных авиасалонах. На них предусмотрены даже бассейны с прозрачными стенами. То есть вы будете как бы плавать среди облаков или над горными вершинами. Величественные гиганты смогут неспешно летать над самыми красивыми местами планеты, обеспечивая своим обитателям непередаваемые ощущения и прекрасный отдых. Немаловажно и то, что безопасность современных дирижаблей будет намного выше, чем у самолетов.

С помощью дирижаблей можно доставлять грузы в труднодоступные места и патрулировать окрестности

Интересно, что и в военной сфере перед воздухоплавательными аппаратами открываются совершенно новые перспективы. В начале ХХ века дирижабли использовали для наблюдения за противником или как защитные средства против вражеских самолетов. Сегодня наступает своеобразная реинкарнация именно этих особенностей.

Ведутся активные работы по созданию радарных систем, которые будут нести дирижабли. Причем локаторы как бы "размажут" по поверхности. Современные технологии дают такие возможности. Обшивка огромных несущих баллонов с газовой смесью может стать большим летающим радаром, который сможет фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет и траектории полета их головных частей.

Такие дирижабли значительно усилят радиотехническую составляющую ПРО. Они смогут подниматься на несколько километров и долгое время курсировать вдоль границ России, а также над нейтральными водами мирового океана. Скорость, точность и дальность обнаружения вражеских ракет, а также боевых самолетов и беспилотников повысятся многократно.

А группа дирижаблей с установленными на них системами радиоэлектронной борьбы может создать непреодолимую сеть для самых "умных" ракет и самолетов. Если когда-то чужой бомбардировщик мог просто обломать крылья о трос, связывавший дирижабль или аэростат заграждения с землей, то сейчас аппаратура современных самолетов и самонаводящихся боеголовок перестанет работать задолго до того, как дирижабли с системой РЭБ окажутся в зоне видимости пилотов. Армады воздушных агрессоров просто рухнут на землю. И это не досужие фантазии.

Помимо создания гигантских воздухоплавательных круизных лайнеров и дирижаблей военного назначения есть и другие сферы, где такие летательные аппараты незаменимы. К примеру, дешевая доставка грузов в труднодоступные места и патрулирование протяженных маршрутов - рек, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач, трубопроводов. Энтузиасты отечественного воздухоплавания покажут на МАКС-2015 свое видение перспектив дирижаблестроения в России.