Из-за травмы 89-летний Михаил Петрович уже несколько лет не может выйти на улицу. Но это не мешает ему вести активный образ жизни и быть в курсе всех происходящих событий, о которых он нередко узнает из любимой газеты.
С почетной миссией домой к фронтовику приехали и.о. главы города Владимир Парфенов и военком Азова и Азовского района Андрей Щелчков.
- Я очень горжусь, что мне выпала честь вручить орден Славы ветерану Великой Отечественной войны, - признался подполковник Щелчков. - Это действительно уникальный случай.
Приказ о награждении старшего сержанта Стороженко Михаила Петровича государственной наградой был подписан в феврале 1945 года, но узнал фронтовик о том, что является ее обладателем, совсем недавно. И до последнего не верил, что орден таки-окажется у него на груди.
- Накануне 9 мая я услышал о проекте "Подвиг народа". Зашел на сайт из чистого любопытства: напротив фамилии моего отца Стороженко М.П. значилось два ордена Славы. Один он уже получил, а вот о втором даже не знал. Тем не менее, как оказалось, был представлен к награде, - говорит Николай Стороженко.
Известие стало для семьи фронтовика настоящим сюрпризом в канун 70-летнего юбилея Великой Победы.
В Центральный архив Минобороны был направлен запрос. Там подтвердили: награда не вручена. А спустя время в "Российскую газету" из отдела награждений Главного управления кадров Минобороны пришло важное известие: все документы оформлены, орден Славы отправляем по месту жительства фронтовика.
В наградном листе за подписью командира 351-й стрелковой Шепетовской краснознаменной дивизии Дударева краткое описание подвига:
"20 сентября 1944 года в бою за высоту 994.0 на подступах к государственной границе Чехословакии пробрался в расположение противника и метким броском гранаты уничтожил вражеский пулемет вместе с расчетом. За проявленные доблесть и мужество достоин правительственной награды Орден Славы третьей степени".
- Мне очень приятно, я рад, что дожил до такого счастливого дня. Но тогда, на войне, мы не думали ни о каких наградах. Это были наши будни, - говорит, будто извиняясь, орденоносец.
Михаил был призван на фронт 17-летним пареньком, спустя месяц после освобождения Азова от захватчиков в 1943-м. Попал в пулеметную роту. Учеба заняла два месяца, после чего молодой боец оказался на передовой.
- Общий вес пулемета "Максим" - 66 кг, включая 33-килограммовый станок, 25-килограммовое тело и щит весом в восемь килограммов, - и сегодня, без запинки, он называет эти цифры. - Столько лет прошло, а я помню все, будто вчера. Это был мой друг, компаньон, соратник и спаситель. И сегодняшний орден - наша с ним общая заслуга...
На фронтовых рассказах о героических подвигах выросли дети Михаила Петровича - Николай и Светлана. Когда на свет появился первый внук, его назвали Максимом - в честь прадеда Максима Егоровича Журунова, тоже ветерана Великой Отечественной войны, обладателя двух Орденов Славы. Коллеги, чтобы порадовать новоиспеченного дедушку, преподнесли ему пулемет в миниатюре на подставке, выгравировав надпись: "От "Максима" к Максиму".
Второго внука назвали Михаилом - в честь деда.
Михаил Петрович Стороженко - личность известная не только в родном Азове. В свое время он участвовал в разработке стыковочных узлов для космических кораблей, работая на оптико-механическом заводе. За эту работу он не раз был отмечен благодарностями и почетными грамотами. Но самой большой своей гордостью ветеран считает награды, заработанные в годы войны. А когда у него спрашивают, кто он по профессии, гордо говорит: "Пулеметчик!"
В архиве Михаила Петровича множество фотографий. Вот безусый юноша - таким он оказался на войне. На другом снимке он вместе со своими боевыми товарищами Ваней Назаровым и Мишей Теменевым. На обратной стороне пожелтевших с годами снимков подписаны химическим карандашом фамилии и дата: ноябрь 1945 г.
А вот одна из самых дорогих для него карточек, на ней - лейтенант Зевко.
- В начале 45-го шли тяжелые бои за Польшу. Гитлеровцы оказывали ярое сопротивление. Двенадцатого февраля мы потеряли командира нашего пулеметного взвода…
По словам Стороженко, в тот роковой день пулеметчики находились в окопе, погода была солнечная, и лейтенант Зевко поднялся на бруствер. Шея у него была обмотана бинтом. Возможно, это и привлекло вражеского снайпера.
- Лейтенант Зевко умер у меня на руках, истекая кровью. Дождавшись вечера, мы похоронили его под большим деревом у дороги. Сделали небольшой могильный холмик, на который положили каску. При погибшем было две фотографии. Одну взял я, вторую - командир другого расчета. Родом Зевко (к сожалению, я не помню его имени) был с Украины, с Донбасса. Знаю, у него были жена и ребенок, он рассказывал об этом. Потом я хотел разыскать его родных. Даже в программу "Жди меня" обращался. Но ответа так и не получил. Может, после выхода публикации в "РГ" откликнутся члены его семьи?
Михаил Стороженко потерял много боевых товарищей. Порой и его жизнь была на волоске.
- Однажды мне приснился сон: обматываю я правую ногу белой портянкой, а она в солдатский сапог не вмещается. Проснулся и вспомнил слова сестры: белое снится к больнице. Меня сразу охватили плохие предчувствия и я сказал товарищам: сегодня меня ранит в правую ногу. Так и вышло. Во время боя осколок снаряда угодил мне в бедро.
Ранение было настолько серьезное, что речь шла об ампутации, возникла газовая гангрена. Лишь чудом удалось сохранить конечность. И это было счастье!
И когда казалось, что самое ужасное позади, у 19-летнего солдата начался столбняк.
- Это страшное заболевание, которое сковывает все мышцы. В течение месяца я лежал словно столб в темной комнате госпиталя. Мне делали уколы в позвоночник, я не мог ни есть, ни пить, так как челюсти были сжаты. Питание поступало внутривенно. Из десяти человек с тем же диагнозом выжили только трое. Я оказался в их числе.
9 мая 1945 года он встретил в госпитале - это был город Красный луч в Донбассе, куда отправили эшелон раненых.
- Узнав о Победе, мы плакали, обнимались. Я был лежачим. Но те, кто могли ходить, рассказывали, что город ликовал. Сосед по койке принес бутылку самогона, которую выменял на бритву. И мы отметили это великое событие, радуясь наступившему миру и вспоминая своих товарищей - живых и мертвых.
С супругой Юлией Васильевной Михаил Петрович вместе уже 65 лет. И эта красивая пара не может не вызывать восхищение.
- Это мой тыл, - улыбается Михаил Петрович.
- А это моя крепость, - подхватывает Юлия Васильевна.
Секрет нашего супружеского долголетия в любви и уважении друг к другу, говорят супруги. Они познакомились на танцах. Потом переписывались, и Юля присылала Мише в конвертах засушенные цветы. Их дети пошли по маминым стопам и стали педагогами. Причем добились немалых высот в профессии. Оба возглавили педагогические колледжи. Николай Михайлович - Волгодонский, Светлана Михайловна - Зерноградский.
День победы - самый большой праздник в семье Стороженко. В этот день в Азов съезжается многочисленная родня: сын, дочь, четверо внуков, трое правнуков, племянники, зятья, невестки...
Среди них и внук Максим. Ему уже 37 лет. И каждый раз их встречает дедушка Миша - всегда одетый с иголочки, в праздничном пиджаке с орденами и медалями.
От редакции
Из Ростовской области на фронт ушло 400 тысяч человек. Половина из них не вернулась. Сейчас в регионе проживает более пяти тысяч непосредственных участников событий. А в этом юбилейном году - так счастливо сложилось! - уже к трем фронтовикам, проживающим в Ростовской области, пришли с войны их затерявшиеся награды. Орден Красной Звезды вручен радисту-пулеметчику танка Т-34 Ивану Кипе, который живет в Шахтах. Ветеран Великой Отечественной войны, участник боев с Японией Николай Иванов из Ростова-на-Дону получил медаль "За боевые заслуги". А теперь и к азовчанину Михаилу Стороженко пришел его орден Славы. Поздравляем ветерана, его семью и благодарим всех, кто помогал ускорить вручение боевой награды.