Люди пропадают без вести - это печальный факт. Кто-то бросает семью и растворяется в другом городе, кто-то становится жертвой криминального нападения, кто-то исчезает при невыясненных обстоятельствах. Каждую осень канут грибники. Как показывает практика, заблудиться можно и в небольшом лесу, а осенняя погода, отсутствие запасов воды и еды, средств связи зачастую приводят к печальным последствиям.
По словам опытных поисковиков, заплутав, можно ходить кругами, особенно если пасмурно или неподалеку нет важных автотрасс, что позволило бы выйти на шум машин. Еще одна опасность - проблемы со здоровьем. Мало кто, отправляясь в лес на час-другой, берет с собой лекарства. Более того, в лесу, особенно влажном по осени, можно поскользнуться, получить травму и потерять возможность двигаться. Эти факторы снижают шанс добраться домой прежде, чем наступит переохлаждение.
За годы работы отряд "Поиск детей-Пермь" помог отыскать более пятидесяти человек. Добровольцы сотрудничают с полицией, сообщают им координаты своих поисков и вместе выходят на обследование территории. Последний такой выход принес печальные результаты - пропавшую девушку нашли погибшей.
Присоединиться к отряду может любой желающий, единственное ограничение - на поиск не берут тех, кому еще не исполнилось восемнадцати лет. Но и подросткам найдется дело - расклеивать ориентировки, распространять информацию о пропавшем и дате поиска.
Есть и "закрытые" розыски - с участие только опытных, проверенных членов отряда. Такие предпринимают, когда в деле усматривается криминальный след. Тогда мероприятия не афишируют.
- Главное - профилактика. Детям нужно каждый день напоминать правила поведения, ведь бывают случаи, когда они, например, заиграются или заболтаются и уедут на велосипеде слишком далеко, - рассказывает координатор поискового отряда Светлана Неволина. - Мы придумали и реализуем проект "Академия детской безопасности": посещаем школы и рассказываем, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.
Многие пермяки знают о деятельности волонтеров и предлагают посильную помощь. Одна из типографий бесплатно напечатала 25 тысяч ориентировок на пропавшего три года назад мальчика Кирилла Усольцева. Тогда его искали в общей сложности две тысячи человек.
К сожалению, говорят волонтеры, встречается и поразительное равнодушие.
- В одном из регионов мужчине стало плохо, отказали ноги. Он неделю жил на тротуаре. Прохожие думали, пьян. В итоге мужчину опознал волонтер. Остальным не было до него дела, - вспоминает Светлана Неволина.
В октябре 2016 года волонтеры были заняты поисками восьмидесятилетней Нины Борисовой. Третьего октября она ушла за грибами в лес в Кировском районе Перми и не вернулась. Тревогу забил ее внук Виктор, он обратился в полицию, а его супруга распространила информацию через соцсеть. В Закамске начались поиски.
Виктор брал отпуск до 12 откября и не прекращал розыска бабушки, ему помогали друзья и их родственники. Но и на следующий день он с отрядом - отпустили с работы.
Середина дня, пасмурно, температура воздуха - чуть выше нуля. К отряду волонтеров присоединились полицейские и кинологи.
- Мы в сыщиков не играем, мы пытаемся помочь, - сразу поясняет Светлана Неволина.
Добровольцев легко опознать по многослойной яркой одежде, заметной в лесу. За плечами - рюкзак с термосом, на ногах - резиновые сапоги, на глазах - защитные пластиковые очки.
Волонтер Дмитрий в отряде уже два года. Работает системным инженером, но когда есть время, присоединяется к отряду и в будни. Он приветствует собравшихся и раздает распечатанные карты, объясняет, в каком месте сегодня будет идти поиск, настраивает и раздает рации и свистки с компасом, яркие косынки.
- Почему я в отряде? Кто-то же должен это делать, - коротко отвечает он на мой вопрос.
В нем угадывается опытный турист. В походном рюкзаке есть и запасная одежда, и газовый баллончик от собак, и смесь изюма и орехов для перекуса.
Мы отправляемся к первой точке поиска - остановке "Лесная", где последний раз видели Нину Борисову. Свидетельница пояснила, что проезжала здесь на машине и уступила женщине дорогу. Это единственная зацепка. По словам родственников, Нина Иосифовна больна диабетом и имеет проблемы с сердцем, но всегда брала с собой необходимые лекарства.
У леса волонтеры, их пятнадцать, выстраиваются в шеренгу через два-три метра друг от друга. Крайние в шеренге - с рациями и навигаторами, внутри линии чередуются поисковики с рацией и свистком. Дмитрий завершает инструктаж: в лесу нужно видеть напарника справа и слева, в случае опасности дать сигнал - три коротких свистка.
Полицейский раздает ориентировки и напоминает, что у человека от слабости и холода может помутиться рассудок - в такие моменты люди... раздеваются, разбрасывают одежду.
По команде "Идем!" отряд входит в лес. Двигаться нужно прямо и небыстро, обращая внимание на рельеф местности, мусор, технологические объекты. Идти прямо - значит продираться сквозь заросли или пролезать под поваленными деревьями. Любое схождение с курса может привести к тому, что сойдет с него и сосед, в цепи появится разрыв.
Поле зрения в лесу существенно сужено: кругом листья и ветки, которые как розги бьют по ногам, паутина налипает на глаза. Удивительно, но даже на самых непроходимых участках встречаются горы мусора, бутылки и пустые пакеты. Значит, люди здесь бывают. Но возвращаются ли?
Спустя час отряд выходит к одной из сторон треугольного участка леса и перенастраивает рации. Наша волна оказалась занятой, поиски сопровождаются шумом чужих переговоров. Вновь выстраиваемся в линию и прочесываем лес в обратном направлении. Идем по тому же маршруту, но с другим углом обзора.
- Мы уже неоднократно были в этом лесу, пока ничего не нашли, - говорит внук пропавшей.
На привале Виктор раздает членам отряда воду и бутерброды, я вынимаю термос с чаем, разговариваю с добровольцами. Есть, кто уже на пенсии, но присоединяется к поискам: "Благое дело". Кто-то признается, что просто хочет быть полезным. Девушка в яркой жилетке с отрядом уже полтора года: "Однажды поучаствовала и затянуло".
Все дружелюбны и открыты, но в лесу не поют строевых песен и не шутит с соседом - все сосредоточены на деле. Много надежд на кинолога с собакой, который обследует карьер неподалеку. Однако успех поиска зависит прежде всего от людей.
- Чем больше поисковиков, тем гуще цепочка и проще отыскать следы пропавшего человека. Поэтому мы распространяем информацию и принимаем в отряд всех, - поясняет Дмитрий.
Лес, по которому мы идем, действительно, очень грибной, и от этого становится даже жутковато. Именно за такими вот грибами пенсионерка отправилась в лес и не вернулась.
Поиски завершаются спустя шесть часов, в преддверии вечерних сумерек. К сожалению, день не принес новых "зацепок". Виктор благодарит каждого волонтера, жмет руку. На следующий день на поиски отправятся солдаты войсковой части, расположенной неподалеку. Они еще раз прочешут весь лес насквозь.
В полиции высоко оценивают помощь волонтеров: "Это очень неплохой отряд. Они не строят самостоятельных версий, чем могли бы осложнить нашу работу. Это неравнодушные люди, которые собирают достаточную по составу группу и всегда предупреждают нас о поисках".
Родные Нины Борисовой допускают, что она стала жертвой нападения. Нина Иосифовна не пользовалась проездным и расплачивалась в автобусе деньгами из кошелька, а там могло находиться несколько тысяч рублей.
Сотовый оператор пока не определил места, где последний раз "засветился" мобильный женщины. По данным полиции, в компаниях мобильной связи очень большая очередь на такие запросы, порядка сотни заявлений на одного сотрудника отдела безопасности. Прежде всего проверяют номера, связанные с уголовными делами.
P. S. Пошел второй месяц после исчезновения Нины Иосифовны. Родственники продолжают прочесывать лес, работает полиция, помощь оказывает поисковый отряд. Следов по-прежнему нет.