12.01.2017 12:14
    Поделиться

    Алексей Кузнецов рассказал о секретах джазовой гитары

    Его по праву считают одним из лучших джазовых гитаристов в нашей стране. Можно добавить: и одним из самых обаятельных. Кажется, будто Алексей Кузнецов наслаждается игрой всегда - и в престижном клубе, и в провинциальном ДК. В этом году мастер отметил 75-летие и дал несколько великолепных концертов, в том числе в городах Центральной России. Пользуясь случаем, "РГ" расспросила его о новом поколении музыкантов и о том, как избежать творческих кризисов.

    Семнадцать мгновений творчества

    Вы учились, когда гитарного образования в СССР как бы не было. Что выручало?

    Алексей Кузнецов: Преподавать не преподавали, это правда. Был такой период. Но играть-то не запрещали! Дома у нас всегда звучала гитара (отец нашего героя, Алексей Кузнецов - старший, в конце 1930-х был гитаристом оркестра Госджаза, в войну ездил на фронт в составе творческих бригад, затем работал в оркестре Всесоюзного радиокомитета. - Прим. "РГ"). Учиться я пошел по классу домры - все-таки струнный инструмент, есть что-то близкое. А шестиструнку осваивал сам. Получил диплом и больше домру в руки не брал. Поступил в оркестр Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева. Гитара в ансамблях, особенно в джазовых, чаще всего нужна как аккомпанирующий инструмент. Но и так играть еще надо уметь! Хороших аккомпаниаторов мало - все хотят солировать… Но мне никогда не было обидно быть "на вторых ролях".

    Другие инструменты больше не осваивали?

    Алексей Кузнецов: В молодости я купил себе ударную установку. Два года играл на ней. И сейчас люблю ударные. Уже на расстоянии. Но, когда прохожу по сцене мимо барабанов, всегда стараюсь за них присесть!

    Ваша гитара звучит в музыке к фильму "Семнадцать мгновений весны". Как получилась эта запись?

    Алексей Кузнецов: По долгу службы! Я же участвовал в записи музыки к разным кинофильмам. Здесь композитор написал красивую тему для гитары… Микаэл Таривердиев (как и другие большие мастера, с которыми доводилось сотрудничать) очень гибко и деликатно подходил к материалу, мы вместе искали форму, добивались нужного эффекта. Я и не знал, что получится такой популярный фильм! Сначала как-то ровно к этому относился. А потом поймал себя на мысли, что с гордостью думаю: вот и моя гитара там звучит…

    Дом гитары

    Ваши предпочтения в джазе изменились за минувшие годы?

    Алексей Кузнецов: Пожалуй, что нет. Я остался в мейнстриме - люблю баллады, босанову, свинг, латино. Другое дело, что есть игра для работы и есть - для удовольствия. Когда звонят и приглашают именно поработать, я спрашиваю просто: "А что я должен делать?" Ну, говорят мне, там будут ноты. Иду, играю по нотам. Удовольствия могу не получить, но - надо выполнить работу, за которую заплатят гонорар. Другое дело - когда зовут: "А пойдем поиграем! Команда хорошая! Ну - ты же понимаешь, я тебя в плохую не отправлю. Ты получишь удовольствие". О-о-о… Тогда я и не спрашиваю ни про какие гонорары! Либо это само собой разумеется, либо там может вообще не быть никаких денег - я и так согласен, потому что испытаю радость от музицирования. Вот в таком ключе я и остаюсь. Все так же отзываюсь на звонки, приглашения, хожу на встречи - интересные во всяком случае. Гитарные особенно. Есть много людей ищущих, звонящих, подсказывающих, приходящих… Вот это я люблю - когда общаются, не замыкаются в себе. А то бывает - сидят музыканты одни. А чего они там делают? Мне всегда хочется знать, что они там делают! Может, чем помочь надо. Я все время эту просветительскую, миссионерскую потребность чувствую. И с годами она во мне только возрастает!

    Время отдавать…

    Алексей Кузнецов: Да! Ведь очень жаль, если пропадет тот опыт, который накопился. Возьмите, пожалуйста, отдаю бесплатно! Хотите - давайте сделаем какую-нибудь работу, школу, запишем видео, устроим встречи… Мы прошли через столько больших мероприятий, с кем только не играли - все эти крупинки надо собирать. Давно пора открыть Дом гитары и там общаться, играть. Одни гитаристы! Ох, представляю… Хороший гитарный фестиваль нужно сделать. У меня есть такой проект "Гитарные формы" - он уже проходил в Санкт-Петербурге, Рязани, может, в Челябинске получится… Смысл какой: в каждом месяце приезжать в один город и делать большое гитарное выступление с местными музыкантами. Чтобы это такой был марафон на целый год.

    Вы по-прежнему даете мастер-классы в московском музыкальном салоне "Аккорд"? (С 1996 года Алексей Алексеевич проводил там "на общественных началах" еженедельные встречи с молодыми гитаристами. - Прим. "РГ")

    Алексей Кузнецов: Да, мы собираемся, играем прямо в магазине. Приходят ребята, им это важно, чему я необычайно рад!

    "Я ничуть не смущаюсь, что у меня нет ни "электростанции", ни кучи педалей. Все руками, руками.. звуки вытаскиваю"

    Как вы думаете, не "съедят" ли новые технологии "ручное" гитарное искусство?

    Алексей Кузнецов: Никто не знает… Надо наблюдать. Вообще не надо бы никого "есть". Нужно просто находить общие языки, делать красиво. Давно есть смешанные жанры, смешанные оркестры - что-то работает, а что-то сошло на нет, оказалось слишком "заэлектризовано", зашифровано, схематизировано. Мы же для кого играем? Для людей, которые живут рядом. А что они успевают послушать? Телевизор? Забегают в комнату, что-то урывками смотрят - за день впечатление набегает…

    За рубежом - хорошо, а дома - лучше

    Как вы отдыхаете?

    Алексей Кузнецов: Гуляю на природе, в тишине. Я живу за городом, там из дому вышел - уже природа. Люблю изредка вынырнуть в Москву, потолкаться, посмотреть, что там делается, - и обратно к себе.

    У вас бывают творческие кризисы?

    Алексей Кузнецов: Да вроде бы нет. Бывает, нужно что-то сделать… в потреблении себя проявить… а сил уже не хватает. Просто устаю больше, чем раньше. Но все равно мне обязательно надо позаниматься, с кем-то увидеться, что-то записать. Творческие проекты ведь подчас спонтанно рождаются. Однажды звонит контрабасист Женя Онищенко: "Вот мы тут сидели и думали - ну кто же может партию гитары сыграть для доброй, легкой инструментальной джазовой музыки…" Взяли и записали, сделали диски для раздачи друзьям, так сказать. Потом музыку услышал Валерий Сюткин. И мы р-раз - и записали с ним тем же составом пластинку "Москвич 2015" с советскими песнями, которые я еще в оркестре у Силантьева играл! Немножко я их аранжировал, получился мягкий джаз. И мне так хорошо стало, когда я там аккомпанировал! Эта музыка сегодня необычно звучит - но она хорошая. А все хорошее никуда со временем деться не должно.

    У вас не было соблазна попытать счастья за рубежом?

    Алексей Кузнецов: За границу я в советское время ездил, где мы только не играли. Замечательная группа музыкантов была - Игорь Бриль, Александр Осейчук, Виктор Двоскин, Евгений Рябой… Прекрасно общались там со студентами. На одну встречу в детской школе в США мы пришли с Алексеем Николаевичем Баташевым (знаменитый историк и популяризатор джаза. - Прим. "РГ"). А там оркестр - дюжина цветных ребят. Ну я взял гитару… Дирижер говорит: "Сейчас контрабас принесу, одну секунду". Отлично мы вместе поиграли! А в заключение американцы спросили, не мог бы я к ним приехать как преподаватель. Я подумал: с удовольствием, но не навсегда. Но потом в министерстве культуры в Москве мне сказали - посидите, у нас тоже преподавать нужно. Я понял.

    А потом? После перестройки?

    Алексей Кузнецов: Уже не хотелось. Раньше было интересно поездить, немножко опыта набраться, вживую посмотреть, как там играют. Но ни в коем случае не оставаться навсегда. Нет-нет-нет! Я на гастролях за месяц-то измучился. У нас было так: сегодня прилет в Москву, на следующее утро - в Индонезию. Часовые пояса все эти… Голова перегрелась напрочь! Да и как это - совсем уехать? Нет, я дом люблю.

    Ваш дедушка - "красный маршал" Александр Ильич Егоров, расстрелянный в марте 1941 года. Об этом как-то говорили в семье?

    Алексей Кузнецов: Скорее нет. Никто этого факта в общем не скрывал, но и бесед не заводили. Я мало что о нем знаю - о характере, о быте… Поэтому сложно судить, есть ли во мне какие-то наследственные черты. Разве что стремление все организовать, поруководить немножко. Я всегда думаю, как лучше музыкантов в ансамбле выстроить. И ребята, бывало, говорили: "Вон "маршал" пришел…"

    Ключевой вопрос

    Вы у молодежи чему-то учитесь?

    Алексей Кузнецов: Я не активный "интернетчик". Захожу в Youtube, смотрю, что творится у коллег. Чисто теоретических работ много - так называемые знатоки выкладывают какие-то свои уроки, упражнения по технике игры. Но они порой не представляют особой ценности для творческого развития. Мне это неинтересно. Мне важно, чтобы появилась музыка. А бывает, человек выкладывает просто запись, где он сам играет или с кем-то. И вдруг ты видишь, что он это делает совершенно по-особенному. Не так мыслит, как другие. Иногда дело в чисто технических возможностях - столько приборов бывает задействовано, электростанция целая! Я не ругаюсь, что эта электростанция там работает, но чувствую… предел восприятия. До сих пор понятно, что происходит, а тут я даже не соображу, гитара играет или нет. Включили ток - и что-то звучит, поет… А что именно? Надо же разобраться. Наверное, мне на это скажут: "Да ты старый просто! И не надо тебе туда, играй свое, получай от этого удовольствие и дари его слушателям". Что ж, я согласен. Я это и делаю всю жизнь! И ничуть не смущаюсь, что у меня нет ни "электростанции", ни кучи педалей. Все руками, руками… какие-то звуки вытаскиваю.

    Справка "РГ"

    Алексей Кузнецов - известный советский и российский джазовый гитарист. Работал в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР, с 1975 года - в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Гитара Кузнецова звучит в музыке к фильмам "Семнадцать мгновений весны", "Мимино", "Жестокий романс", "Гардемарины, вперед!". В 1980-е он в составе разных ансамблей играл на международных фестивалях в Европе, США и Юго-Восточной Азии. Живет и работает в Москве.

    Поделиться