Однако, несмотря на все принимаемые меры, малый бизнес до сих пор испытывает существенные затруднения при участии в закупках. По итогам первого полугодия 2017 года жалобы на проведение конкурсных процедур вышли на первое место, опередив традиционно лидировавшую сферу контрольно-надзорной деятельности: пятая часть всех обращений касалась контрактной системы.
Пожалуй, главная причина высокого уровня конфликтности сферы закупок - сложность и нестабильность законодательства. Судя по официальному сайту правительства РФ, только в 2016 году минэкономразвития подготовило порядка 30 законопроектов, поправок и отзывов на проекты федеральных законов по изменению контрактной системы. В законах много отсылочных норм, что требует целой массы подзаконных актов. А еще ведомственные разъяснения и судебная практика, которые нельзя не учитывать...
Многие нормы 44-ФЗ и подзаконных актов в сфере закупок не коррелируют с другими нормативными документами. Например, не синхронизированы между собой 44-ФЗ и 220-ФЗ об автомобильных пассажирских перевозках. Для участия в торгах малый бизнес должен подтвердить свой статус - выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень вносимой в него информации определен 209-ФЗ, и там нет сведений об учредителях организации. В результате победителями торгов часто становятся фирмы, аффилированные с крупным бизнесом, госкорпорациями или их "дочками", что не способствует формированию конкурентной среды. Кроме того, у малого бизнеса вызывает недоумение, что заказчики запрашивают одинаковое количество конкурсной документации вне зависимости от того, что ты поставляешь - сложную технику или канцтовары. Необходимо дифференцировать требования к исполнителям в зависимости от типа и стоимости предоставляемых ими товаров и услуг.
Другой серьезной проблемой является отсутствие ограничений для необоснованного снижения стоимости контракта. Зачастую публичные торги выигрывают недобросовестные генподрядчики с заведомо неисполнимыми предложениями. Считаю, необходимо законодательно закрепить предельно допустимый уровень снижения цены контракта от исходной (она ведь уже среднерыночная), чтобы искоренить подобную практику.
Следующая сложность, влияющая на доступность госзаказа для малого бизнеса, связана с формированием лотов и качеством техзаданий. Так, заказчики часто объединяют в один лот проектирование и строительство объекта. В результате начальная (максимальная) цена контракта такова, что малый бизнес выполнить его не в состоянии даже при существующем послаблении по размеру финансового обеспечения. Более того, слишком крупные лоты затрудняют своевременную оплату заказчиком. Скажем, когда возводится детский сад "под ключ", реальный объем работ становится понятным только в момент их выполнения. Зачастую это приводит к существенному увеличению цены контракта. При этом по закону без "переторговки" увеличить объем работ и цену можно только в пределах 10 процентов. Иначе договор расторгается, деньги возвращаются, объявляется новый аукцион со всеми вытекающими процедурными сроками. Разумное дробление лотов предупреждает возникновение задолженности по подрядам, что подтверждают главы некоторых муниципальных образований, но установленные приоритеты и сроки ввода соцобъектов, к сожалению, не давали возможности поступать именно так.
Стимулирование инноваций в 44-ФЗ определено как один из базовых принципов контрактной системы. Вместе с тем единственным критерием победы на торгах по-прежнему является низкая стоимость. Разрешить противоречие можно на стадии составления техзадания. Это позволит повысить качество закупок и станет хорошим стимулом для местных производителей инновационных продуктов. Они по определению не могут быть самыми дешевыми, однако выигрывают по сроку службы.
Наконец, не могу не сказать о ненадлежащем исполнении заказчиками своих финансовых обязательств, в том числе по долгам, подтвержденным судебными решениями. Это порождает серьезные репутационные и финансовые риски для властей. Проблема неоднократно обсуждалась на различных федеральных и региональных площадках, звучала в докладах бизнес-омбудсменов, однако существенного улучшения ситуации мы, к сожалению, не видим.
Также достаточно часто заказчики затягивают сроки приема работ или товара, поскольку оплата производится только после документального оформления. Такое поведение нивелирует предусмотренную в 44-ФЗ меру господдержки. Полагаю, усиление с 6 августа 2017-го личной ответственности должностных лиц за просрочку (вплоть до дисквалификации) снимет хотя бы часть проблем исполнителей. Но, конечно, в полной мере не обеспечит равенства ответственности заказчика и исполнителя. Если предприниматель по закону обязан предоставить финансовое обеспечение на стадии заключения контракта, то в отношении публичных заказчиков такой нормы нет. Правильно было бы их тоже обязать предоставлять финансовую гарантию оплаты контракта.
Также мы считаем необходимым "отзеркалить" сокращенные сроки оплаты исполненного контракта и другие преференции на субподрядчиков, ведь зачастую торги выигрывают генподрядчики, которые затем нанимают другие компании для исполнения определенных видов работ.