Абсолютные хиты HBO, часть 6: "Братья по оружию" и "Тихий океан"
Чего только золотоносный канал HBO не наснимал к этому дню. Тут вам и блестящие эксперименты с телеформатом Мартина Скорсезе, и масштабнейший многосерийный пеплум, и ярчайший телевизионный вестерн прошлого десятилетия, и культовая нуарная детективная дилогия (пока - дилогия), и сразу два претендента на звание лучшей драмы в истории ТВ, и достойная замена "Твин Пикс", феноменально популярная "Игра престолов", в конце концов… А как насчет лучшего военного мини-сериала всех времен? Да не одного!
"Братья по оружию" / Band of Brothers, 2001
"Спасти рядового Райана" - отнюдь не единственный выдающийся результат сотрудничества Стивена Спилберга и Тома Хэнкса в сфере военного кино. Три года спустя они - на сей раз оба в амплуа продюсеров - занялись созданием десятисерийного фильма, который моментально вошел в золотой фонд американских картин о Второй мировой, наряду с еще одним блестящим продуктом HBO - вышедшей в один год со "Спасением" полнометражкой "Когда молчат фанфары".
"Братья" начинаются с каноничной учебки - обязательные отсылки к классике и старый добрый армейский юмор прилагаются. Но обманчиво неспешный темп резко обрывается, и с момента высадки в Нормандии сериал демонстрирует свою ураганную мощь на всю катушку. Адская мясорубка, снятая до мурашек реалистично, стартует со второго эпизода и практически не прекращается вплоть до девятого (включительно). Прецедентов таких батальных сцен на телевидении еще не было. Особняком стоит предпоследняя серия, совершенно душераздирающая, где американцы обнаруживают концлагерь. Война уже заканчивается, и только сейчас большинство из них понимает, с кем они воевали.
Нашему зрителю, конечно, будет особенно интересно в очередной раз взглянуть на противостояние с нацистской Германией глазами западных союзников. Глазами, в которых противник, пусть небывалый, шокирующе бесчеловечный, по сути остается лишь подлежащим устранению препятствием на пути к победе, так до конца и не обнажая всю свою инфернальную сущность, с которой довелось ознакомиться советским гражданам. В этой связи особенно показателен прямо-таки пасторальный финальный эпизод, в котором прошедшие войну герои наслаждаются заслуженным "чилаутом" посреди альпийских лугов, потихоньку зверея от безделья.
Любопытно, что актерский состав пестрит именами представителей Британских островов. Да какими! Играть своих соотечественников Спилберг и Хэнкс доверили Майклу Фассбендеру, Стивену Грэму, Саймону Пеггу, Джеймсу МакЭвою, Эндрю Скотту, Тому Харди, Дэмиэну Льюису - и это далеко не полный список британцев и ирландцев, отметившихся здесь. Американцев тоже хватает, конечно: Рон Ливингстон, Донни Уолберг, Дэвид Швиммер на фоне маститых жителей Альбиона не теряются.
"Тихий океан" / "На Тихом океане" / "Тихоокеанский фронт" / The Pacific, 2010
Вторую десятисерийку Спилберга и Хэнкса для HBO вполне можно считать вторым сезоном "Братьев по оружию", даже несмотря на хронологический разрыв в девять лет. На это намекает и графическое оформление, и повествовательная структура.
Было бы даже странно, если бы такой сериал не последовал за рассказом о событиях на Западном фронте, ведь война с японцами в национальной памяти американцев занимает особое место.
Стартует "Тихий океан" даже более резво, чем его предшественник, зрителя сразу бросают в кровавую битву за Гуадалканал.
Постепенно, однако, обороты снижаются, и дикий экшн время от времени разбавляется "перлхарборовскими" имени Майкла Бэя мелодрамками, почти полное отсутствие которых было безусловным достоинством предыдущего мини-сериала.
Но The Pacific все равно очень хорош - сумасшедшими боевыми сценами, безжалостно натуралистичным отображением фронтового быта в залитых дождями джунглях, фанатичной достоверностью в отображении эпохи, психологическим накалом, гуманистической рефлексией, харизматичными персонажами.
Один из них исполнен "мистером Роботом" Рами Малеком - обратившим в этом году на себя всеобщее внимание грядущим "Фредди Меркьюри". Здесь, кстати, в основном обошлись своими - американскими - силами при австралийско-канадской поддержке.
О том, насколько удался второй проект Спилберга-Хэнкса, красноречиво свидетельствуют весьма высокие рейтинги - хоть и не дотягивающие немного до заоблачной популярности "Братьев", что, в общем, закономерно.