Да разверзнет Господь!
Сериал "Рассказ служанки", повествующий о женоненавистническом теократическом государстве Галаад, рвал всех в прошлом году на премии "Эмми" на пару со своей идейной сестрой - "Большой маленькой ложью" (которая тогда хитро прикинулась мини-сериалом). А на этот раз с треском провалился.
Всего одна - второстепенная - победа при куче номинаций. И дело явно не только в том, что второму сезону феминистской антиутопии пришлось теперь конкурировать с таким монстром, как "Игра престолов". Но и в том, что уже при втором заходе адаптация романа Маргарет Этвуд быстро надоела даже самой лояльной американской публике.
Феномен совместного продукта Hulu и MGM заключался, помимо размаха, в мастерском следовании конъюнктуре, сложившейся сейчас в западных странах (в особенно радикальной форме - в США), при чертовски удачном информационном фоне. Победа Дональда Трампа, заклейменного женоненавистником, над Хиллари Клинтон, а также разгоревшиеся (и разгорающиеся до сих пор) скандалы вокруг сексуальных домогательств расчистили "Служанке" (и "Большой маленькой лжи") путь к ее многочисленным победам.
Понятно было, что ушлые продюсеры с закрытием такой золотой жилы торопиться не станут. Они и до сих пор не торопятся: о третьем сезоне было объявлено сразу, а один из затравщиков шоу Уоррен Литтлфилд подтвердил в интервью "Кинократии", что команда, работающая над "Рассказом", видит впереди еще не один сезон - и не два. Трудно сказать, как повлияет на их планы заметное охлаждение отношения зрителей и критиков, но наверняка так просто они не сдадутся.
Что же настолько ощутимо изменилось в "Рассказе служанки", заставив перестать визжать от восторга прогрессивных жителей "свободного от предрассудков мира"? В том, что дело именно в нем, а не в каких-то изменениях политической среды, сомнений нет: мода на агрессивную борьбу с "патриархальными пережитками" пройдет еще очень нескоро, и подтверждением тому, помимо прочего, служат непрерывные анонсы все новых и новых "женских ремейков" всего подряд.
Ответ напрашивается сам собой: сценарий фактически исчерпал содержательный ресурс книги, и его авторы занялись самодеятельностью. Но в самодеятельности как таковой еще ничего плохого нет, иначе мы бы вообще не знали примеров удачных кинопроизведений "по мотивам". Вся беда в том, что сериал перешел не к развитию первоисточника, а к откровенному на нем паразитированию.
Все новые линии "Рассказа", который прирос тремя лишними (в самом буквальном смысле) эпизодами, направлены исключительно на продавливание все той же нехитрой идеи ("мизогиния - плохо!") наряду со смежными мыслями ("гомофобия - тоже плохо!") и на усиление эмоционального прессинга на зрителя при помощи натурализма в самых крайних его проявлениях.
Этвудов дивный, но не очень убедительный мир, где царствуют мужланы-фанатики, продолжает обрастать дурацкими, но якобы многозначительными атрибутами, а знакомые по книге и первому сезону - и раздражавшие с самого начала - символы к тринадцатой серии начинают вызывать то издевательский смех, то желание заткнуть поплотнее все возможные органы восприятия.
Абсолютным чемпионом в дисциплине выматывающего идиотизма является, конечно, неизбывная страсть руководителей тоталитарной Республики Галаад к пафосной псевдоветхозаветной риторике и образованию невменямых имен. Ото всех этих "Благословен плод!", "Да разверзнет Господь!" и прочих "Пред его очами!", доносящихся из уст Фредовых, Гленовых, а также Яснорад (тут, конечно, можно спросить с локализаторов, но не с нуля же они эти злосчастные конструкции изобретали) очень быстро становится физически плохо.
Кстати, когда мы упоминали о натурализме, мы говорили отнюдь не только о многочисленных экзекуциях и кровавых расправах. Особый аттракцион "Рассказа служанки", по убеждению его создателей, - это исполнительница главной роли Элизабет Мосс. На свете наверняка немало ценителей ее артистических талантов, но и из них немалая часть с трудом переживет нескончаемые сцены, в которых демонстрируются крупным планом ее страдающее лицо и всевозможные части тела.
Словом, зрелищем "Рассказ служанки" стал еще более тяжелым, и это трудно назвать комплиментом, хотя примерно к такому, очевидно, его авторы зачем-то и стремились. О том, что ждет самых стойких поклонников, готовых вытерпеть третий сезон, и думать страшно. Разве что для реванша на "Эмми" MGM и Hulu приготовят что-то принципиально новое. Вроде оккупации Галаадом Канады, например. Хотя мы бы особо не надеялись.