Напомним, что Преспанский договор был заключен между Грецией и Македонией в июне и призван с одной стороны закрыть 25-летний греко-македонский спор относительно названия бывшей югославской республики Македония (БЮРМ), а с другой открыть этой стране дорогу в евроатлантические структуры - НАТО и ЕС. Именно на это, отбросив все приличия, открыто упирают Вашингтон и Брюссель, подвергая в последние месяцы обе стороны массированному политико-пропагандистскому прессингу и в буквальном смысле навязывая Афинам и Скопье проталкиваемое западниками решение.
"Генеральный секретарь НАТО пообещал принять Скопье в блок уже в начале 2019 года, не оставляя сомнений, что парламенты Македонии и Греции примут требуемые решения. На лицо продолжение грубейшего вмешательства извне во внутримакедонские дела. Цель очевидна: любой ценой втянуть Скопье в альянс", - заявила в четверг журналистам официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Впрочем, явно "подвисшую" судьбу Преспанского соглашения после бойкота большинством жителей Македонии состоявшегося 30 сентября референдума еще больше осложняет то обстоятельство, что в самой Греции напрочь отсутствует политический консенсус по вопросу необходимости урегулирования спора со Скопье на согласованных правительством Алексиса Ципраса условиях.
Так, ведущая греческая оппозиционная партия "Новая демократия", которая с большой долей вероятности сформирует новый кабинет министров по итогам предстоящих парламентских выборов, убеждена в ущербности для национальных интересов Греции соглашения со Скопье в нынешнем виде.
Аналогичного мнения придерживаются оппозиционные политические силы на правом и левом фланге. Даже нынешний партнер Ципраса по действующей правящей коалиции - лидер партии "Независимые греки" и министр обороны Греции Панос Камменос - открыто угрожает выйти из правительства в случае внесения Преспанского соглашения в парламент страны, что, скорее всего, спровоцирует досрочные выборы в Элладе.
По мнению редактора греческой газеты Kathimerini и известного местного политического обозревателя Алексиса Папахеласа, правительство Ципраса вложило слишком много (политического капитала - прим. "РГ") в Преспанское соглашение, которое, вероятно, также является предметом торга Греции с международными кредиторами.
Официальные Афины отрицают увязку решения македонского вопроса с долговыми и экономическими проблемами Греции и заявляют, что соглашение с Македонией, прежде всего, поможет "стабилизировать Балканы". Впрочем, в беседе с "РГ" представители греческого экспертного сообщества подтвердили - власти страны действительно рассматривают этот вопрос в контексте острой внутриполитической борьбы. А действующее правительство Греции всерьез рассчитывает "обменять" окончательное урегулирование спора с Македонией и открытие этой стране дороги в ЕС и НАТО на разрешение международных кредиторов смягчить меры жесткой бюджетной экономии, что добавит политических очков премьер-министру Алексису Ципрасу в преддверии парламентских выборов.
"Российская газета" поговорила о сложившейся с точки зрения Греции ситуации вокруг "македонского вопроса" со старшим научным сотрудником Международного центра европейских исследований в Ницце (CIFE) и преподавателем международных отношений во Фракийском университете им. Демокрита Георгиосом Дзогопулосом:
Стал ли результат прошедшего 30 сентября референдума в Македонии по вопросу поддержки Преспанского соглашения между Афинами и Скопье неожиданным для Греции и как будут развиваться события дальше?
Георгиос Дзагопулос: Предсказуемо сторонники бойкота референдума в бывшей югославской республике Македония оказались его главными победителями. Премьер-министр БЮРМ Зоран Заев заранее знал об этом риске, но специально придал референдуму "консультационный" статус. Теперь он намерен проигнорировать факт низкой явки (на избирательные участки пришло 36,8% граждан страны при необходимых для признания референдума состоявшимся более 50% - "РГ") и продолжить процедуру ратификации Преспанского соглашения в парламенте страны. При этом Заеву потребуется поддержка депутатов оппозиционной партии ВМРО-ДПМНЕ для его успешного утверждения парламентом страны. Этого будет трудно добиться, но не невозможно.
Греции также предстоит ратифицировать данное соглашение. Когда это может произойти?
Георгиос Дзагопулос: После того, как Зоран Заев фактически проигнорировал факт низкой явки на референдуме теперь внимание Греции приковано к предстоящему критически важному голосованию в парламенте БЮРМ. Если Заев соберет большинство среди депутатов и добьется от них поддержки соглашения с Грецией, то вскоре и греческому парламенту также придется голосовать по ратификации данного соглашения. Скорее всего, это может произойти в начале 2019 года или немного позднее. Если же Преспанское соглашение не будет утверждено в парламенте БЮРМ, то весь процесс урегулирования греко-македонского спора о государственном названии Македонии рухнет или, по крайней мере, затормозится.
Известно, что в самой Греции большинство граждан недовольны тем, что в названии соседней страны останется слово "Македония", как того предусматривает нынешние греко-македонские договоренности. Сотни тысяч греков в последние месяцы выходили на демонстрации в Афинах и Салониках и выступали против Преспанского договора. Могут ли события в соседней стране отразиться на политической стабильности в самой Греции?
Георгиос Дзагопулос: Если дело дойдет до голосования в парламенте Греции по ратификации данного соглашения, то нынешнее коалиционное правительство, состоящее из партий "СИРИЗА" и "Независимые греки" (АНЭЛ), окажется перед угрозой раскола. Известно, что лидер "АНЭЛ" и министр обороны Греции Панос Камменос выступает категорически против нынешнего соглашения с БЮРМ. Поэтому в этом случае, велика вероятность правительственного кризиса и проведения досрочных выборов в Греции. В случае же срыва процесса ратификации соглашения по вине Скопье, стабильности греческого правительства ничего не угрожает. Тем не менее, при реализации такого сценария премьер-министр Греции Алексис Ципрас потеряет важную политическую карту, которую он мог бы разыграть в политической борьбе. А именно - он не сможет "обменять" успешное одобрение греческим парламентом сделки с Македонией на смягчение мер жесткой бюджетной экономии, а также выторговать отсрочку сокращения пенсий.