- Зазевался на улице и не козырнул патрулю, - признается в совершенном Александр Константинович, и глаза его начинают искриться. - Тогда строго было, но я ту строгость приветствую. Вместо того, чтобы отпустить, - меня в комендатуру, и целый день пилил дрова…
От команды связист не отстал, на передовую прибыл вовремя, и там за спинами не прятался - уже в июле перед строем командир прицепил ему на гимнастерку медаль "За отвагу".
Теперь на его парадном пиджаке много других наград - фронтовых и послевоенных. Но первая - самая дорогая. А еще - орден Почета, которым уже в мирное время он был отмечен как организатор и руководитель большого пригородного совхоза, Заслуженный работник сельского хозяйства, ныне - Почетный гражданин Пензенской области.
В мае этого года по приглашению "Российской газеты" и наших коллег из управления общественных проектов Администрации президента России Александр Константинович Дручков три дня провел в Москве. Обнажил голову у могилы Неизвестного солдата, был на Красной площади во время парада и когда по ней шел нескончаемый Бессмертный полк. А накануне побывал в Зеленограде, на 41-м километре Ленинградского шоссе - в месте боевого крещения 354-й стрелковой дивизии, в которой воевал вместе с отцом и дошел до победного дня в 45-м.
Мы встретили его на Казанском вокзале, сели в одну машину, едем по Садовому кольцу, и Александр Константинович смущенно извиняется.
- Все бы ничего, да вот ноги… Подводят. А ведь как бегал! Когда заканчивал радиокурсы, капитан, что приехал за пополнением, неожиданно спросил: пойдешь в дивизию, где служит отец? Я, конечно, согласился. А дорога, которой нас отправляли на фронт, проходила мимо станции Башмаково. Мне оттуда до дома - 18 километров. Капитан все понял и говорит: смотри, если на минутку опоздаешь - под трибунал, как дезертира… Короче, дал возможность побывать дома, проститься. И я все эти 18 километров бегом. Туда и обратно…
Дома были только мать и младшая сестра. Отец, Константин Алексеевич Дручков, 1905 года рождения, ушел на фронт с первым формированием 354-й дивизии и воевал уже два года. А его сын, никому не сообщая, исправил в метрике 20.09 на 20.03 и в семнадцать с половиной лет дал присягу.
- На передовую капитан Тимохин привез нас поздно вечером, потом еще несколько километров шли пешком. Это в Беларуси, в Полесской области, как она в войну называлась, недалеко от Азаричей. Отец был старшиной, служил в тыловом подразделении и не знал, что я попаду в их часть. А когда увидел в списках, не сдержался. "Сашок!!"
Бывалый солдат и сам в эту минуту не может сдержать слез. Шмыгает носом и сидящий рядом его двенадцатилетний правнук Никита.
- Рядом с Азаричами немцы создали большой концлагерь - об этом я потом узнал. А в ту ночь мы встретились с отцом в земляке. Зашли - на столе коптилка фронтовая из гильзы. На фитили для нее мы шинель подрезали. Мне-то хорошо, я ростом маленький был - шинели хватало на три оборота. Тепло…
Отец больше за меня переживал. Вы понимаете, он - в тыловых частях, а я во взводе разведки 921-го полка. В том году, когда мне исполнилось восемнадцать, война закончилась. А в начале-то - совсем мальчишка, все интересно… Нашел запал от немецкой гранаты, и кольцо из него вынимаю. Сережа Чугунов, он постарше, но тоже наш, пензенский, из деревни Матчерка, увидел: "Ты что делаешь!" И выхватил у меня из рук. А потом привязал к кольцу бикфордов шнур, повесил на сучок и дернул - сучок на дереве оторвало. "Вот так бы и с твоими пальцами. И тебя бы по статье, за членовредительство...".
После этого - мне хоть золото на столе, я не беру. А сызмальства любопытный был - и посмотреть хочется, и что-то в руки взять. Но тогда два раза не повторяли: "Тут тебе не школа, а война...".
О досадном случае с комендатурой в мае 1944-го, про который нам поведал бывший связист, нынешнего коменданта Московского Кремля мы не извещали. Но и без этого генерал-лейтенант Сергей Хлебников отреагировал на обращение "Российской газеты" в высшей степени оперативно. В результате мы получили нужное согласование, и герой-фронтовик смог исполнить давнее желание: в канун Дня Победы вместе с группой школьников и педагогов из Кузнецка побывал у могилы Неизвестного солдата и возложил цветы в память о боевых товарищах, воевавших с ним в одной дивизии.
Три праздничных дня, проведенных с ветераном в Москве, да и раньше, в разговорах у него дома - в поселке Рамзай под Пензой и в совместной поездке в Кузнецк, где летом и осенью 41-го формировалась 354-я стрелковая дивизия, я не переставал удивляться оптимизму моего собеседника и его абсолютной мобилизации на результат. Сказал, что приду на Урок мужества в школу - пришел.
Настроился с вечера поехать с нами за 130 километров в Кузнецк, а утром - мокрый снег и жуткая гололедица, давление подскочило, - решение не переменил. Даже при том, что Александр Константинович не может долго стоять, а перемещается большей частью в коляске при помощи родных.
В дни майских праздников таким незаменимым и предупредительным помощником стал водитель представительства Пензенской области в Москве Руслан Круглов. Каким-то непостижимым образом ему удавалось договориться с сотрудниками ГИБДД и Федеральной службы охраны, которые несли 7-9 мая особую вахту вокруг Кремля и Красной площади, и машину с ветераном пропускали там и туда, где разворачивали служебные авто со спецпропусками и мигалками.
Было такое ощущение, что Москва от своего и нашего имени словно извиняется перед этим солдатом и миллионами других, павших на войне и ушедших за семь послевоенных десятилетий, имена которых мы утратили, мимо которых когда-то безучастливо прошли, обидели равнодушием, не согрели сыновьим теплом.
В прошлом исправить ничего нельзя, но есть возможность быть другими в настоящем, когда рядом еще остаются в здравой памяти и сопереживают происходящему последние участники Великой Отечественной.
Нечаянным подарком для нашего героя стала встреча с поющей бригадой молодых, улыбчивых и щедрых на доброту людей в военных гимнастерках и с аккордеоном на плечах главного запевалы Игоря Смирнова. В День победы уже много лет подряд они удивляют и радуют нас фронтовыми песнями и переплясом в поездах и на станциях московского метро, в парке Горького и по дороге к нему. В этом году собрались пораньше, пели и плясали от души, пока дождевые облака, закрывшие московское небо для авиационной части военного парада, ни разверзлись теплым ливнем над парком Горького и Крымским мостом.
Тогда и случилась дорогая встреча, ставшая отдельным сюжетом нашего видео. Промокшие до нитки, но сохранившие тепло и блеск в глазах парни и девчата из поющей бригады дали неповторимый концерт в вестибюле гостиницы "Варшава", где уже собрался в обратную дорогу Александр Константинович, а проводить ветерана пришли сын и дочь его однополчан - Виталий Николаевич Френкин и Елена Борисовна, по отцу - Диннерштейн. Как это было - словами не передать, и наше видео - лишь эпизод.
Но и на этом сюрпризы не закончились. На Казанском вокзале, когда до посадки оставалось чуть более получаса, ветерана в коляске и с боевыми наградами буквально облепили мальчишки из хоккейной команды, что рядом ждали поезда к себе домой.
Из Москвы они возвращались с победой, по-детски искренне стремились этим поделиться, но вопросы задавали взрослые и руку жали по-мужски.
P.S. На этой неделе, 20 сентября, Александру Константиновичу Дручкову исполняется 93 - не по исправленной метрике, а как мама родила. В войну он возраст себе набавлял, а сейчас - напротив: "Я еще молодой!" И мы его с этим от души поздравляем.
Объединенная редакция "Российской газеты", "Российской газеты - Неделя", журнала "Родина", приложения "Союз: Россия - Беларусь" и проекта "Звезды Победы" обращается ко всем читателям и посетителям наших ресурсов с просьбой сообщить известную вам информацию о ветеранах Великой Отечественной, воевавших в составе 354-й стрелковой дивизии. И в первую очередь - о тех, кто еще жив и может выйти на связь с сослуживцами.
Призываем откликнуться краеведов, историков, поисковиков и коллег-журналистов из Пензы и Кузнецка, где формировалась дивизия, из города Шумерля в Чувашии, откуда она уходила на фронт, а также из тех мест, откуда она получала пополнение, где пролегал ее боевой путь и остались захоронения погибших:
Зеленоград (Москва), Солнечногорск, Истра, Волоколамск, Руза, Можайск, Шаховская (Московская область), Гагарин, Карманово, Сычевка (Смоленская область), Погорелое Городище, Зубцов, Хлепень, Ржев (Тверская), Елец (прежде Воронежкая, ныне - Липецкая), Комаричи, Севск (Брянская), Дмитровск (Орловская), Новгород-Северский, Ямполь (Черниговская и Винницкая области, Украина), Озаричи, Калинковичи, Рыловичи, Селижба, Гороховичи, Пружинищи, Корени, Кошечи, Паричи, Бобруйск, Градичи, Радин, Слоним, Узда, Ляховичи, Пружаны, Коссово, Жерчицы, Барановичи (Гомельская, Могилевская, Минская, Брестская области, Республика Беларусь), Белосток, Пшийма, Нарев, Карнев, Буда-Цепелинска, Пултуск, Погожелец, Млава, Быгдощ, Нойсас, Скаршево, Сарнау, Грауденц, Сопот, Данциг, Штеттин, Сядло-Дольве, Пшецлав, Пазевальк, Гриммен, Штральзунд (Польша и Германия).
Будем рады объединить свои усилия с Поисковым движением России, поисковыми отрядами, объединениями поисковиков и краеведов в регионах России, Белоруссии, Украины, а также с активом Российского движения школьников.
Прямой адрес для ваших сообщений: soldat-354@rg.ru