По словам главы Минэнерго России Александра Новака, основные трудности, связанные с падением спроса на нефть, уже позади, сейчас рынок уже сбалансирован и находится в достаточно стабильном состоянии. В апреле падение мирового спроса на нефть составляло 25 млн баррелей в сутки, а в июне этот показатель сократился до 10 млн баррелей.
"Мы движемся по графику подписанного в апреле соглашения, который предусматривал частичное восстановление добычи через некоторое время. Сначала планировалось сделать это в июле, но потом срок был перенесен на август", - сказал Новак. Он подчеркнул, что частичное восстановление добычи нефти позволит странам, участвующим в сделке, нарастить промышленное производство и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Говоря о темпах наращивания добычи нефти в России, Александр Новак сказал, что отечественные компании выстраивали свои планы с учетом условий пакта ОПЕК+, то есть увеличения производства в августе. Поэтому проблем с восстановлением добычи на 400 тыс. баррелей в сутки в следующем месяце быть не должно.
Основное внимание рынка теперь приковано к тому, как поведут себя котировки барреля после этого решения ОПЕК+. Ожидается, что почти весь объем восстановленной добычи окажется востребован на внутренних рынках стран альянса. Например, Саудовская Аравия ранее заявила, что не планирует менять объем экспорта нефти в августе, сохранив его на июльском уровне. Но информационный фон от решения ОПЕК+ может оказать негативное влияние на нефтяные цены.
"Рынки в целом ожидали перехода ОПЕК+ к следующей фазе соглашения. По большинству прогнозов, некоторое восстановление добычи не должно привести к принципиальному изменению конъюнктуры", - сказал руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Он уточнил, что дефицит нефти несколько уменьшится, но все равно будет присутствовать на протяжении второго полугодия, и будет значительным. Тем не менее некоторая коррекция вниз возможна, считает Курдин.
Впрочем, учитывая, что решение ОПЕК+ было ожидаемым, можно сказать, что коррекция уже произошла. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, реакция рынка на частичное увеличение добычи странами ОПЕК+ оказалась не так заметна из-за падающего курса доллара. "Снижение американской валюты автоматически сделало нефть дешевле", - сказал Симонов.
При этом не исключено и более серьезное падение котировок барреля, даже ниже 40 долларов, но эксперты сходятся в том, что это может произойти только в краткосрочном периоде.
Для нашей страны увеличение производства нефти будет иметь ряд положительных моментов. "В экономике России появится возможность несколько улучшить ситуацию в промышленном производстве, поскольку сокращение добычи довольно заметно сказалось на его динамике, с учетом деятельности смежных отраслей", - сказал Александр Курдин. Кроме того, он подчеркнул, что восстановление добычи нефти в целом идет по заранее намеченному графику, а значит, есть возможность планировать.
Но даже такие, весьма оптимистичные настроения не позволяют пока расслабляться участникам сделки. Следующая министерская встреча ОПЕК+ состоится уже через месяц 17-18 августа. "Присутствует очень много рисков, которые невозможно просчитать", - считает Константин Симонов. Он уточнил, что это может быть и опасность второго витка пандемии, и рост сланцевой добычи в США, и плохое выполнение своих обязательств некоторыми участниками сокращения.
Покупатели в Европе и Азии уже отказались от 110 грузов СПГ из США с поставкой в июле и августе. Причем можно ожидать, что к началу осени ситуация усугубится. А к октябрю, по прогнозам экспертов, американские запасы газа превысят возможности страны по его хранению. Выхода в этом случае останется только два - увеличивать экспорт, поскольку рассчитывать на рост внутреннего потребления США не приходится, или останавливать производство.
В силу географических причин наращивать экспорт газа США могут только в виде СПГ, которого сейчас на рынке и так с избытком. Но пока цены находятся на многолетних минимумах, СПГ хоть и со скрипом может конкурировать с трубопроводным газом. Проблема в том, что к концу года большинство экспертов ожидают двукратный рост цен на газ, и в этом случае разница между стоимостью СПГ и трубопроводного газа станет заметно ощутимей.
"Постепенно, с течением времени разница в ценах между СПГ и трубопроводным газом будет сближаться. Но с ростом цен на рынке она пока все же увеличивается, поскольку в этом случае цена форвардных поставок растет сильнее", - говорит Калачев.
"То есть там, где это возможно, покупатели будут делать выбор в пользу последнего просто из соображений экономической рентабельности. Если к этому моменту "Северный поток-2" будет достроен, то существующих трубопроводных мощностей для поставок российского газа окажется достаточно, чтобы на несколько лет вперед американский СПГ довольствовался незначительной долей рынка Европы. Даже с учетом неполной загрузки "Северного потока-2" из-за действия обновленной газовой директивы ЕС, принятой под давлением США.
Сейчас в США мощности производства СПГ составляют 55 млн тонн и к концу года они должны вырасти до 60 млн тонн в год. За последние два года они выросли почти в три раза. Большая его часть отправляется на экспорт. По иронии судьбы обвал газового рынка произошел именно в тот момент, когда США планировали заполонить его своим СПГ. А сейчас этот невостребованный на рынке американский СПГ нужно куда-то девать.
"Несмотря на провал в объемах потребления газа глобальный тренд на рост его доли в мировой энергетике будет продолжен после преодоления санитарно-эпидемического кризиса", - сказал аналитик "Финам" Алексей Калачев. По его мнению, к прежним объемам использования газа Европа может вернуться в 2021 году. В создавшемся положении США ничего не остается, как использовать политические инструменты давления для достижения экономических целей. Оборотная сторона процесса в том, что Европа все более активно этому сопротивляется.
Европу иногда называли "свалкой" для СПГ, поскольку страны ЕС часто закупались газом впрок, опасаясь перебоев российских поставок через Украину и внезапных холодов. Но сейчас даже там, где нет трубы, в результате огромного избытка на рынке у европейцев есть возможность приобретать более дешевый, чем в США, СПГ с Ближнего Востока и из России. Надеяться американским производителям остается только на увеличение спроса, но запуск "Северного потока-2" перекроет им и эту лазейку в Европу.