Итоги 2021 года: лучшие сериалы-комедии Британии по версии "Кинократии"
5. "Родители года" (Breeders)
Сериал, также известный под русскоязычным названием "Настрогали", сумел порадовать в уходящем году вторым сезоном. Пол (Мартин Фримен) и Элли (Дэйзи Хаггард) продолжают героическую, но неприметную для окружающих борьбу за равновесие между семейными обязательствами и решением личностных проблем, замешанных на застарелых комплексах. До какой-то степени это удается - не без сюра, надувания щек и детских обидок, так что порою становится непонятно, кто в этой ситуации родитель, а кто - строптивый подросток. Тем не менее отношения дают трещину, благодушный смех постепенно угасает и сменяется легкой печалью. Радует то, что проект продлен на третий сезон, который должен увидеть свет в 2022-м.
4. "Постановка" (Staged)
Искрометная кельтская пикировка между Дэвидом Теннантом и Майклом Шином, сделанная буквально на коленке посреди унылого локдауна - и ни на что особо не претендовавшая в момент запуска, стала фурором. Два актера, лучащиеся простым человеческим счастьем от того, что на пятом десятке неожиданно обнаружили поразительное душевное родство благодаря съемкам "Благих знамений", создали тандем, удивительно напоминающий Фрая и Лори, в иное время и в других предлагаемых обстоятельствах. Обыгрывать возможное продолжение локдауна BBC все же не решилась, видимо - чтобы не нагнетать, поэтому второй сезон решили посвятить "съемкам" по мотивам первого сезона - с подбором актеров и всем остальным. Новизна несколько поистерлась, но вышло все равно на удивление весело.
3. "Алма не в себе" (Alma's Not Normal)
Этот год ознаменовался запуском интереснейшего во всех отношениях проекта по автобиографическому сценарию Софи Уиллан, которая снялась в нем в главной роли. По беспощадности к себе, возникающему ощущению правдивости и всамделишности этот женский нарратив - чуть ли не единственный достойный конкурент "Дряни", выстраданному детищу Фиби Уоллер-Бридж. В сериале, по-лоучевски глубоко изобличающем беспросветность жизни "маленьких людей", перебивающихся с пособий на редкие бесперспективные подачки в виде официальной занятости, повествование ведется от имени Алмы, дочери мамы-панка и внучки бабушки, беззаботно "прохипповавшей" свои золотые годы. Сама она считает себя потомком героев уэлшевской эпопеи "На игле" - при том смелом допущении, что им таки удалось пережить молодость и сохранить способность к продолжению рода. Алма, которой по цепочке передалось разочарование двух мощных поколений двадцатого века, тем не менее полна оптимизма, нереалистичных надежд того рода, что пробиваются только сквозь последовательные разочарования и невысыхающие слезы. И зритель не может не сопереживать ей, не смеяться над очередными злоключениями, тотчас забывая вместе с героиней тот мир, в который ей предстоит вернуться.
2. "На моем месте" (In My Skin)
Еще одна едкая социальная сатира, удивительно остроумно живописующая "недобрую новую Англию", на этот раз глазами сценариста Кейли Льюэллин (и по совместительству продюсера триллера "Убивая Еву"). Валлийская девчушка Бетан, староста класса, продолжает героически бороться за свою жизнь, хотя ее достижения на этом фронте могут показаться недостаточно впечатляющими - в глазах других она просто подросток, в меру дерзкий, самоироничный, не лезущий за словом в карман и не очень-то ладящий со своими родителями. А вот то, что у матери - серьезное психическое расстройство, у отца - беспросветный алкоголизм, а у бабушки - бесконечная тревога за всех них, никому не известно. Во втором сезоне тайное становится явным, репутация среди тех, чьим мнением Бетан дорожит, под угрозой, все, решительно все стремится под откос, но свет в конце тоннеля все равно брезжит. И самоизобличающая жесткая ирония вдруг сменяется мягкой сентиментальностью, которой ранее так не хватало.
1. "Голяк" (Brassic)
Грубоватый, но такой подкупающий своей прямолинейностью североанглийский юмор снова с нами - ланкаширские пареньки, рано усвоившие, что жизненного пространства в мире этих ваших "друзей с вычурными именами, ароматических свечей и салатов с киноа" для них нет и никогда не будет, продолжают свои похождения. Старина Винни (талантливейший Джозеф Гилган) наконец-то "откинулся" - и обстоятельства рутинного осмотра перед выходом на свободу невольно направляют его мысли в неожиданное русло. Действительно, почему бы, едва сделав глоток свежего воздуха, не сварганить умопомрачительную по своей авантюрности и идиотизму идею, которая может снова привести всех желающих в места не столь отдаленные?