Именно в День Победы вышла четвертая часть сериала "Диверсант. Идеальный штурм". Для проекта российский разработчик технологий искусственного интеллекта c помощью нейросетей создал полнофункциональную цифровую модель актера, взяв за основу видеоряд из первых двух сезонов "Диверсанта". Создание восьми минут экранного воплощения персонажа Влада Галкина заняло четыре месяца производства. Зато получилось не эпизодическое появление капитана Калтыгина, а роль, в которой герой выражает эмоции, двигается, разговаривает.
Как удался эксперимент, рассказывает продюсер сериала Николай Попов: "Наша задача заключалась в создании цифрового двойника Владислава. Необходимо было найти актера с похожими антропометрическими характеристиками, который бы мастерски исполнил роль дублера. Изначально мы отобрали сотню человек, внешне похожих на Влада. После первых проб отсеялось две трети. С каждым подходящим кандидатом провели пробную съемку, проверив на соответствие в различных ситуациях - в темноте, в движении, в шапке, в снегу. В итоге выбор сузился до одного кандидата с 90-процентным совпадением антропометрии лица. Искусственный интеллект, создающий цифрового клона, за 21 день воссоздал лицо Влада, анализируя его работы, в частности, прошлые серии "Диверсанта", а затем сгенерировал полученную модель поверх лица дублера. При воссоздании голоса мы также использовали нейронные сети, обученные на оригинальных аудиозаписях".
По сюжету четвертого сезона вооруженные силы нацистской Германии весной 1945 г. готовятся к отражению натиска советских войск в Восточной Пруссии. Линия фронта приближается к Кенигсбергу. Немецкое командование отдает распоряжение превратить город в неприступную крепость. За несколько недель до наступления красноармейцев Алексей Бобриков и Леонид Филатов получают приказ проникнуть в город с целью выполнения диверсионных задач, важнейшей из которых является поиск слабого места в фортификационных сооружениях Кенигсберга для максимально бескровного штурма.
Обозреватель "РГ" задала несколько вопросов эксперту по данной теме - Надежде Маркаловой - преподавателю истории спецэффектов в Школе дизайна Высшей Школы Экономики.
Когда впервые стали "воскрешать" артистов? И кто это делал?
Надежда Маркалова: "Воскрешение" артистов для спасения проектов началось не сегодня. Первым был Брюс Ли - еще в 70-х годах прошлого века. Правда, тогда "оживление" было совсем смешным - снимали дублера с приклеенным на зеркало фото артиста. И съемка велась через зеркало. Или наоборот, к торсу отснятого Брюса Ли пристыковывали фото полотенца, чтобы герой был "одет" соответствующим образом для завершения сцены.
Но с тех пор технологии шагнули далеко вперед. Оливера Рида в "Гладиаторе" 2000 года уже частично "оживляли" с помощью компьютера. Но лицо было все-таки "съемочным". Просто на тот момент уже существовал компьютерный композитинг, и фотографии приклеивать было уже не нужно. Воскрешали также Роя Шайдера (для фильма "Железный крест" 2009 года) и Пола Уокера (для "Форсажа 5", 2011 года). Но это делали для спасения уже существующих проектов. Также среди тех, кого пытались "оживить", имена Фрэда Астера и Джона Уэйна, Хэмфри Богарта и Джеймса Кэгни.
Сейчас очередное поветрие - придумывать новые проекты, где по той или иной причине требуется участие уже умершего актера. Проекты, которых можно было не делать или сделать как-то иначе, без этих персонажей. Например, для фильмов "Небесный капитан и мир будущего" и "Возвращение Супермена" "оживляли" Лоренса Оливье и Марлона Брандо, соответственно. Для решения творческих задач или для связи нового фильма со старой трилогией. То же самое сделали с Питером Кушингом для фильма "Изгой Один. Звездные войны: Истории".
А в России раньше такое делали?
Надежда Маркалова: Да, но другим способом. Например, для завершения проекта "СуперБобровы: Народные мстители" был сделан цифровой Владимир Толоконников. Для рекламы крупнейшего российского банка "воскресили" Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева. При этом актер еще был жив, но принимать участие в создании образа технически было невозможно.
Можно ли "воскресить" Никулина, Вицина и Моргунова и снять новую "Кавказскую пленницу", например? И это, наверное, очень дорого?
Надежда Маркалова: Теоретически - да. Во сколько обойдется - не знаю, не разбиралась в этом - я больше интересуюсь технологиями. Тем более, что цену никто никогда не называет. Но вот в одной статье промелькнуло, что моделлинг цифрой головы стоит миллион долларов. Однако, это несколько лет назад, цена может сильно меняться за год. Меня в этом вопросе больше интересует, кто будет играть этих персонажей? Потому что актерская игра - часть образа, харизмы и популярности этих артистов. На одну внешность можно "купить" зрителей раз-два. А дальше все поймут, что "не работает", что-то не то. Это как если бы кто-то другой стал писать картины Сальвадора Дали. Ведь цифровая голова - всего лишь виртуальная марионетка.
Кстати, в музее Высоцкого на Таганке есть голограмма Высоцкого. Образ делали те же люди, что снимали фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой". Но выглядит очень реалистично. Потому что другой актер - в том гриме. И это важно в данном случае - чтобы актер был похож, чтобы его физиогномика подходила. О чем и создатели цифрового Галкина тоже упоминают. Для них это было критично, потому что у технологии "дипфейк" есть ограничения. Она чудес не делает, доработать можно только очень похожее лицо и только в соответствующих ракурсах и при похожем освещении. Именно поэтому Голливуд ее пока поголовно не использует, только как референсы. Все слышали, что студия ILM наняла специалиста с YouTube, который наложил "дипфейк" на молодого Люка Скайуокера в сериале "Мандалорец" и сильно улучшил его. Но он накладывал лицо Люка Скайуокера на лицо Люка Скайуокера. То есть это было заведомо очень похожее, поэтому трюк удался. Но пока непонятно, использовали ли "дипфейк" на Люке из сериала "Книга Бобы Фетта". Точно использовали, как референсы, но есть ли он в финальной картинке, кинематографисты однозначно пока не говорят. Там применяли технологию такую же, как в фильме "Ирландец" Скорсезе, когда омолаживали известных артистов - с цифровой головой и инфракрасной съемкой. Возможно, "дипфейк" был на последнем этапе, но точной информации пока нет.
Кого в ближайшее время из звезд хотят еще воскресить? Слышали о таком?
Надежда Маркалова: Писали про фильм с полностью цифровым Джеймсом Дином. Но пока его судьба неизвестна. Предпродакшн объявили еще в 2019 году, но о том, что начались съемки не сообщали.
Там по задумке создателей, именно искусственный интеллект должен был выбирать за Джеймса Дина эмоцию, вырезать ее из существующего материала с актером и подставлять под нее цифровую голову. Если проект выйдет и будет пользоваться успехом, нас ждет целый сонм оживленных суперзвезд шоу-бизнеса, "играющих" во множестве случайных проектов. Компания CMG Worldwide, которая производит фильм с Джеймсом Дином, владеет правами на образы 400 знаменитостей из разных областей культуры и спорта, и готова использовать их, как говорится, в хвост и гриву. Певцов это тоже касается. Тупак Шакур и Майкл Джексон уже пели со сцены в виде голограммы. Ничто не мешает, например, Мадонне, которая уже в возрасте, поехать в тур со своей молодой голограммой.
А вообще, любой богач сейчас может оцифровать себя на будущее. Такие услуги уже сейчас оказываются частным образом. Но не все этого хотят. А что касается звезд - у Робина Уильямса, например, в завещании есть запрет на использование его образа после смерти. Так что знаменитости из мира шоу-бизнеса, кино и так далее думают об этом уже сейчас.
Сериал "Диверсант" - один из самых рейтинговых и успешных кинопроектов на отечественном ТВ. Премьера "Диверсанта" режиссера Андрея Малюкова состоялась в 2004-м, а в 2007 году режиссер Игорь Зайцев снял продолжение кинохита под названием "Диверсант. Конец войны". В 2020-м на экраны вышла третья часть сериала - фильм "Диверсант. Крым" в постановке режиссера Дмитрия Иосифова. Ежегодный показ разных частей "Диверсанта" в эфире Первого в День Победы стал традицией.