19.08.2022 12:50
    Поделиться

    Пляска на граблях

    Что обещает и чем настораживает "Дом Дракона" - приквел "Игры престолов"

    Пока компания Amazon деятельно пиарила свой сериал по миру Толкина, их конкуренты из HBO суетились вокруг творчества Джорджа Мартина, судорожно запуская и отменяя проекты один за другим. А в марте, глядя на то, как реакция потенциальных зрителей на амазоновскую промо-кампанию становилась всё более нервной, они взяли и сделали резкий финт ушами, назначив премьеру "Дома Дракона" на 21 августа - на несколько дней раньше выхода "Колец власти".

    На то, что из ревизионистского подхода к персонажам Профессора выйдет какой-то толк, надежды почти не осталось, а вот из приквела "Игры престолов" всё ещё может получиться что-то адекватное. Во всяком случае, на HBO, похоже, вполне уверены в своём продукте - иначе не стали бы так рисковать, бросая прямой вызов проекту с миллиардным бюджетом. Вероятно, раздающиеся всё громче стенания толкинистов окончательно убедили авторов "Дома Дракона" фактически пойти ва-банк.

    Следует признать, что трейлеры и прочие рекламные материалы сериала о распрях среди представителей царственной фамилии Таргариенов действительно выглядят многообещающе и при этом вызывают куда меньше вопросов. Очевидно, пуститься во все тяжкие крайности толерантной повестки, как коллеги из Netflix (см. "Ведьмак") и того же Amazon (см. "Колесо времени"), в HBO всё же не решились. Поэтому здесь хотя бы обойдётся без навязывания хаотичного "разнообразия".

    Более того - кастинг явно проводился с пристальной оглядкой на "Игру престолов" и со стремлением подчеркнуть родовые черты замкнутой королевской династии: достаточно взглянуть на новые образы Пэдди Консидайна, Эммы Д'Арси, Милли Олкок или Мэтта Смита, чтобы разглядеть в них ближайших родственников Бурерождённой Дейенерис в исполнении Эмилии Кларк. Такая тщательность в выборе актёров и точное попадание заслуживают самого жаркого одобрения.

    Увы, сегодня снимать большой фэнтезийный сериал, полностью игнорируя негласные требования либерального авангарда, нельзя - заклюют. И в HBO поначалу даже попытались отважно наступить на те же грабли, на которых с мазохистским наслаждением отплясывают боссы Netflix и Amazon. Говорят, первый запланированный приквел "Игры престолов" - "Долгая ночь" (также известный как "Кровавая луна"), который должен был рассказать о ещё более ранних событиях из истории Вестероса, был настолько переполнен современной конъюнктурой, что смотреть его было решительно невозможно. Отплевавшись после просмотра пилота, на который были угроханы десятки миллионов долларов, руководство HBO в последний момент шоу отменило. И разморозило находившуюся в зачаточном состоянии экранизацию "Пламени и крови". Так и родился "Дом Дракона", постаравшись ловко усидеть на двух стульях - и требования времени соблюсти, и не слишком испоганить лор.

    Задача не из простых, и метастазики политизированного вздора появились уже с выходом первых постеров и тизеров. Конечно, сразу особое внимание обратили на себя темнокожие актёры Стив Туссэн и Джон Макмиллан в образах Веларионов. Штука в том, что этот дом в книгах отличали светлая кожа, серебристые волосы и дальнее родство с Таргариенами. Здесь же мы видим нечто совершенно иное - Веларионы обзавелись не только иным цветом кожи, но вдобавок к нему то ли дредами, то ли афрокосичками. В HBO дали понять, что сему казусу всё-таки будет предложено некое логическое объяснение, что определённо лучше позиции в духе "потому что" и "deal with it", которой придерживаются авторы "Ведьмака", "Колеса времени" и, судя по всему, "Колец власти" тоже. Другой вопрос - насколько это объяснение будет приемлемым.

    Очень бы хотелось сказать, что гангста-Веларионами перечень поводов для беспокойства о будущем экранизации кровавой и увлекательной истории гражданской войны, известной как "Пляска драконов", исчерпывается. Но это, к сожалению, не так. Свидетельства точечных (будем надеяться) вкраплений тех или иных элементов "передовых" трендов разбросаны повсюду. Начиная с того, что исполнительница одной из центральных ролей - принцессы Рейениры - Эмма Д'Арси, позиционирующая себя как "небинарная личность", обещает разделить со своей героиней взгляды на жизнь (намерена ли это учитывать играющая ту же героиню в юном возрасти Милли Олкок, неясно). И заканчивая тем, что, по свидетельствам инсайдеров, буквально все мужские персонажи здесь - тупые, злобные и "токсичные". Количество сексуальных сцен, прославивших в своё время "Игру престолов", кардинально снизилось - в рамках борьбы с объективизацией женщин, зато появится много однополых отношений (причём там, где у Мартина, отнюдь описанием этого явления не брезговавшего, ими и не пахнет), натуралистичная сцена мучительных родов (которой авторы почему-то особенно гордятся) и тому подобные радости.

    Словом, очень многое зависит от того, насколько авторам "Дома Дракона" Мигелю Сапочнику и Райана Кондалу удалось выдержать баланс - принципиальное понимание важности чувства меры они, в отличие от коллег-конкурентов, пусть сдержанно, но демонстрируют.

    И если "Кольца власти" фанаты фэнтези похоронили в своих сердцах заживо, то новому проекту о Вестеросе, визуальная сторона которого, вне всяких сомнений, будет на высоте (вчерашний финальный тизер не даст соврать), пока дают шанс. О том, не напрасно ли, узнаем в ближайший понедельник, когда сериал официально выйдет в России.

    Текст на сайте Года литературы

    Поделиться