29.08.2022 18:20
    Поделиться

    Где учится Герой России и из каких стран едут сейчас учиться в Россию? Ректоры рассказали в "РГ" об итогах приема-2022

    Где учится Герой России? Почему не закрылись бюджетные места на инженерных направлениях? Из каких стран едут сейчас учиться в Россию? Итоги приемной кампании 2022 года в "Российской газете" обсудили ректоры ведущих университетов.
    Бюджетных мест на инженерных направлениях оказалось больше, чем сдававших ЕГЭ по профильной математике.
    Бюджетных мест на инженерных направлениях оказалось больше, чем сдававших ЕГЭ по профильной математике. / Дмитрий Серебряков / ТАСС

    Инженер на пороге

    Приемная кампания в этом году проходила в одну волну, но кое-где вузы не смогли закрыть все бюджетные места и объявили дополнительный набор. Слишком высокий минимальный порог баллов?

    Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета: У нас установлен достаточно высокий пороговый балл. Есть недобор на инженерные направления, открыт дополнительный набор. В целом мы набираем на бакалавриат по очной форме обучения только по бюджету более трех тысяч человек. Из них 70 процентов - направления, где основные предметы - математика, физика, химия, биология. Уровень подготовки по этим предметам для участия в конкурсе - не менее 50 баллов.

    Кстати, у нас достаточно весомый набор не только среди российских абитуриентов. Например, в Узбекистане приемная кампания начинается только с середины августа. И оттуда мы видим большой интерес к поступлению в Южный федеральный университет. Словом, рассчитываем к 1 сентября заполнить все места.

    Андрей Гаврилов, и.о. ректора Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева: Если посмотреть на то, как сдавали ЕГЭ в этом году, увидим, что бюджетных мест, выделенных по стране на инженерные направления, оказалось больше, чем выпускников, сдававших профильную математику - предмет, который требуется при поступлении практически на все технические специальности. Поэтому здесь определенные проблемы у университетов были. Но в целом процент недобора на инженерных и научных направлениях меньше, чем в прошлом году.

    Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при правительстве РФ: Действительно, резко упало в целом в стране количество выпускников школ, которые выбрали профильную математику. Сложный экзамен, что и говорить. И если желающих поступать на ИТ-направления в бакалавриате стало больше, вырос конкурс - до 20 человек на место, то, например, по прикладной математике, наоборот, желающих поубавилось. Снизился средний балл, снизился конкурс. Системная проблема есть. Возможно, нужно как-то перестраивать модель подготовки в школах, чтобы стимулировать ребят выбирать точные науки, в первую очередь математику.

    Татьяна Литвинова, проректор Сеченовского Университета: По итогам работы приемной комиссии 2022 года мы отмечаем, что профессия врача становится все более востребованной. По медицинским направлениям в Университете недобора не бывает. В этом году на медицинские направления документы подали на 40 процентов больше абитуриентов, чем в предыдущем. Целевой набор тоже увеличился.

    Повысился спрос и на междисциплинарные программы, в том числе на специальность "Биоинженерия и биоинформатика ". Эта программа объединяет направления "Инженерные технологии" и биоинформационные процессы. В процессе обучения студенты смогут погрузиться в клиническую и биомедицинскую сферу с целью разработки инженерных и информационных решений.

    Мало того что на инженерные направления недобор, так еще получается, что у нас по-прежнему в инженеры в большом количестве проходят троечники. Это так?

    Андрей Гаврилов: Проблема действительно есть. Вузы понимают задачи, которые стоят сегодня - импортозамещение, технологическая безопасность государства. Мы стараемся за счет регулирования минимальных проходных баллов и за счет организации приемной кампании привлекать в первую очередь талантливых ребят. Не уверен, что подобную гонку выдержат вузы, у которых нет выстроенной системы работы с абитуриентами.

    Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта: У нас весь блок ИТ-направлений рванул вперед. На все топовые специальности, начиная с информационной безопасности и заканчивая бизнес-информатикой, конкурс по 24 человека на место. Почему? Партнерство с работодателями. Каждую программу по направлению информационных технологий мы делали вместе с регионом и с компаниями. И то же самое нам предстоит сделать с инженерными специальностями. Например, у нас сейчас две магистратуры, которые поддерживают "Росатом" и "Роскосмос", от них есть конкретный заказ. "Росатом" собирается строить завод по производству литиевых батарей. Они сформулировали кадровые потребности на десять лет вперед. Если вузы будут так работать, мы увидим улучшение уже года через три.

    Владимир Зернов, ректор Российского нового университета: Скажу в защиту троечников. 50 лет назад я окончил Московский физтех. Конечно, там были и победители международных и всесоюзных олимпиад. А среди выпускников есть лауреаты Нобелевских премий и премий Бора. Но по прошествии лет вижу: те, кого мы сейчас называем троечниками, показали результат не только не хуже, а даже лучше, чем подавляющее большинство победителей международных олимпиад.

    Ректоры отметили: в подготовке инженеров важна мотивация. Нужно понимать, куда можно пойти работать. Фото: Олеся Курпяева

    Инна Шевченко: В ЮФУ готовят инженеров в широком смысле, не только по этой конкретной укрупненной группе направлений подготовки. Мы должны уделить сейчас максимум внимания направлениям, которые связаны с физикой, химией, биологией. Видим у себя достаточно большой интерес к технологической магистратуре со стороны выпускников других университетов - их больше половины. Причем это не только Ростовская область и ближайшие регионы, а вся Россия и ближнее зарубежье. Что привлекает? Реальные научно-исследовательские, технологические проекты, которыми студенты занимаются во время обучения. Это принципиально важно.

    Отмечу, что в подготовке инженеров очень важна мотивация. И студент, и вуз должны понимать, куда будет трудоустроен выпускник.

    Прием под прессом?

    Как повлияли санкции на вступительную кампанию? Что с иностранными студентами?

    Инна Шевченко: У нас чувствуются не столько санкции, сколько проблема транспортной доступности в связи с закрытием южных аэропортов. Это транспортный хаб, через который к нам приезжали ребята и из Москвы, и из дальнего зарубежья. Но тем не менее количество абитуриентов не уменьшилось. Набор иностранцев у нас принципиально не более полутора тысяч. Уже зачислено порядка тысячи. По правительственной квоте прием еще идет. И идет дополнительный набор. Мы, кстати, видим географию новых для нас стран - появляются студенты из Вьетнама, Китая, Сирии.

    Наших ученых исключили из нескольких совместных с европейскими странами программ. Но в то же время наш профессор Солдатов избран председателем Международного совета по рентгеновской спектроскопии, поскольку специалисты нашего вузы - среди ведущих во всем мире. Есть хорошие контакты с учеными Египта, Ирана, Ирака в области физики высоких энергий.

    Возможно, надо перестраивать модель подготовки в школах, чтобы стимулировать ребят выбирать точные науки, в первую очередь, математику

    Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства - ГИТИСа: Число студентов-иностранцев не снизилось. Поступают из самых разных стран: Финляндия, Япония, Монголия. В последние годы очень хорошие абитуриенты из Монголии идут в режиссеры. Естественно, страны постсоветского пространства - Казахстан, Беларусь. Есть и из Украины. На актерский факультет поступила девочка из ЛНР.

    Татьяна Литвинова: В Сеченовском Университете учится 5 тысяч иностранных студентов. Они выбирают наши сильнейшие медицинские программы образования - лечебное дело и стоматологию. Приемная кампания для иностранных абитуриентов в самом разгаре. Набор продлится до 1 ноября, мы получаем большое количество заявок на поступление.

    Количество абитуриентов из стран Ближнего Востока на стабильно высоком уровне. По нашим оценкам, конкурс на место среди поступающих из стран ближнего зарубежья также значительно вырос. Ребята, приехавшие учиться, настроены позитивно и уже ждут начала учебного года в Университете. Основные вопросы иностранных абитуриентов и студентов касаются ограничений в связи с пандемией. Интересует и формат учебы.

    В Сеченовском Университете формируется по-настоящему глобальная интернациональная экосистема. Волонтеры помогают иностранным студентам адаптироваться в новых условиях - освоиться в новой стране, узнать важную информацию об Университете и Москве в целом. Более 100 студентов разных курсов и специальностей, включая других международных студентов, уже в этом учебном году будут помогать первокурсникам из других стран и вместе строить в Университете увлекательную студенческую и медицинскую среду.

    Станислав Прокофьев: В Финуниверситете учится порядка 1800 студентов из 91 страны мира. В этом году наблюдаем рост иностранцев - плюс 20 процентов к прошлому году. 710 ребят примем по квоте минобрнауки и Россотрудничества. И еще около ста человек - на платной основе. Больше всего сейчас студентов из Вьетнама, где наш вуз в топе самых востребованных российских университетов. Очень хороший набор из стран СНГ, из Китая, стран Латинской Америки, Африки. Поступают, несмотря ни на что, и абитуриенты из стран Большой семерки, Центральной и Восточной Европы.

    Дмитрий Агранат, проректор Московского городского педагогического университета: Никаких сокращений среди иностранных абитуриентов. Традиционно к нам поступают китайцы - в основном в Институт культуры и искусств. Много поступающих из Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Киргизии.

    Владимир Зернов: С нами отказались сотрудничать четыре вуза. Но при этом девять новых прислали запрос на совместную работу, причем все девять - из недружественных стран, например, из Германии, Греции. Абитуриентов меньше не стало, но немного сменились акценты. Если раньше это были в основном ребята из СНГ, Восточной Европы, то сейчас число тех, кто выбирает первым китайский, корейский, японский языки и даже фарси, стало больше, чем тех, кто выбирает английский.

    Александр Федоров: Буквально на днях закончилась наша летняя школа по юриспруденции и праву в области искусственного интеллекта - лекции читали профессора из Кембриджа и Оксфорда. Что касается студентов-иностранцев, то и тут нет беды. Вообще мы за последние три года достаточно выросли по контингенту иностранных студентов. Сейчас это 13 процентов от общего числа студентов. Есть достаточно серьезный крен в сторону абитуриентов из Латинской Америки. Традиционно мы хорошо работаем с Индией. У нас есть медицинские программы на английском языке и есть сложившийся контингент, который едет к нам именно за этим. Достаточно плотная связь с коллегами из Прибалтики. Несмотря на закрытые границы, русскоязычная диаспора продолжает к нам поступать. В том числе это связано и с семейными переездами на территорию России.

    Герой идет в магистры

    Государство выделило квоты на прием абитуриентов из Донбасса и детей участников спецоперации. Как это повлияло на основной набор?

    Станислав Прокофьев: Никак, потому что все они шли по квоте, не затрагивая основной конкурс. Так получилось, что мы стали первым вузом в России, куда перевелся первый студент из ЛНР. В целом же квотой воспользовались 29 человек. Естественно, всех мы обеспечили общежитием. 15 человек зачислили по квоте для детей, чьи родители участвовали или участвуют в проведении спецоперации.

    Вне всяких квот к нам в магистратуру поступили несколько ребят, которые принимали активное участие в спецоперации. Среди них - Герой России, 23-летний старший лейтенант Балдан Цыдыпов. Это наша гордость. Поступил в магистратуру юридического факультета.

    Инна Шевченко: В ЮФУ поступило более 450 абитуриентов из ДНР, ЛНР только по квоте правительства. Порядка 120 человек поступили по российским паспортам, то есть вне квоты, участвовали в общем конкурсе. Часть наших студентов сейчас задействованы в специальной военной операции - они ушли в академический отпуск. Кстати, сейчас подготовлена обширная программа по поступлению наших выпускников - выходцев из ДНР, ЛНР в другие университеты, в частности в РУДН, МГУ.

    Мы работаем в рамках проекта министерства науки и высшего образования по совместным программам. В частности, с Горловским институтом иностранных языков. Зачислено 124 человека на программы по психологии, природоведению и педагогике.

    Что выбирают ребята Донбасса? Их выбор, в целом, похож на выбор российских абитуриентов: от юриспруденции и педагогики до инженерных наук.

    Владимир Зернов: Я бы хотел обратить внимание на поддержку филиалов наших вузов и соотечественников, которые живут на постсоветском пространстве. У нас есть филиал в Приднестровье. Там колоссальный интерес к России. Это, наверное, самые яркие патриоты нашей страны. У многих - паспорта нашей страны. И они не видят другого жизненного пути, кроме как получить образование в российском университете.

    Вопрос ребром

    Почему суперсервис "Поступление в вуз онлайн" не подходит для абитуриентов творческих вузов?

    Григорий Заславский: Он совершенно не учитывает специфику испытаний творческой направленности. Мы начинаем творческие туры задолго до начала самой приемной кампании - в марте-апреле. Перед тем как подать документы, абитуриент должен пройти два-три таких испытания, а в некоторых случаях четыре и даже пять - с учетом вокального и пластического. Суперсервис никак это не учитывает, и мы уже обращали на это внимание разработчиков. Кроме того, суперсервис мог "зависнуть", например, в пятницу вечером, и заработать только во вторник утром. А у нас абитуриентов на многие специальности - тысячи человек на 10-15 бюджетных мест. В этом году 450(!!!) человек на место было на актерское мастерство. 13 тысяч творческих просмотров. И это только один факультет, а их у нас восемь. Учебная часть несла дежурство круглосуточно, люди были вымотаны. Это сделало приемную кампанию чрезвычайной.

    Блиц-опрос

    Популярные направления приемной кампании 2022 года:

    Южный федеральный университет - юриспруденция, филология/журналистика, программная инженерия;

    Финансовый университет - прикладная информатика, менеджмент, финансы;

    Самарский университет - информатика, вычислительная техника, экономика и юриспруденция;

    Московский городской педагогический университет - лингвистика, преподавание китайского и английского языков, подготовка учителей дошкольного образования и начальной школы;

    Российский новый университет - информационные технологии, лингвистика и перевод, экономика и юриспруденция.