Налогообложение, налоговый контроль и администрирование очень чувствительные для бизнеса темы. Предприниматели давно отмечают, что пора актуализировать пороги применения специальных налоговых режимов, так как экономическая обстановка сильно изменилась и действующие подходы устарели, что вынуждает бизнес искать порой неоднозначные, рисковые пути оптимизации издержек.
Предпринимательское сообщество просит правительство Свердловской области поддержать законодательную инициативу Владимирской области: поднять верхний порог выручки до 350 миллионов рублей для применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а в патентах - до 120 миллионов выручки и до 30 человек занятых. В случае принятия такой поправки в Налоговый кодекс региональные и муниципальные бюджеты только выиграют, поскольку добавится число плательщиков УСН, не перешедших на общую систему, по которой весь НДС поступает в федеральный бюджет, а налог на прибыль - в большей части. Кроме того, добавится количество патентов.
Также предприниматели ожидают как можно более быстрого законодательного закрепления поручения главы государства снизить ставки по страховым взносам до 15 процентов "с первого рубля", а не только с превышения МРОТ.
Следующая проблема - нарушение налоговыми органами сроков проведения проверок и оформления их результатов, запросы документов в неоправданно большом количестве и не относящихся к предмету проверки. Судя по обращениям, чаще всего это происходит при камеральных проверках квартальных деклараций по НДС, при налоговом контроле "вне проверок". Например, директор одного ООО получил за день 54 таких запроса: ему нужно было предоставить копии документов, а это около десяти тысяч листов. При этом в территориальной налоговой инспекции не смогли пояснить зачем. Только после подачи 54 жалоб в областное Управление ФНС с ним связались, объяснились, отменили ряд требований.
Как ни странно, несоблюдение сроков налоговой проверки и многократное оттягивание итогового решения закон не считает существенным нарушением. Значит, это не является безусловным основанием для признания результатов проверки незаконными. При этом налогоплательщик долгое время находится в состоянии неопределенности, иногда с обеспечительными мерами в виде запрета распоряжаться счетами или имуществом. Например, одна из свердловских компаний получила из бюджета 29 миллионов рублей возмещения по НДС за третий квартал 2020 года только в июне 2022-го - спустя полтора года от нормативного срока. Часть этого времени она была вынуждена кредитоваться по максимальной ставке.
Негативные последствия для налоговых органов за нарушение сроков отсутствуют. Эта проблема характерна не только для Среднего Урала, но и для других регионов, поэтому в докладе федерального бизнес-омбудсмена президенту в 2022 году она названа системной. Вообще правильно было бы общие принципы госконтроля, закрепленные в соответствующем федеральном законе, распространить и на налоговый контроль.
Не могу не сказать о затруднениях микропредприятий. В частности, сейчас розничные продавцы печатной продукции и сопутствующих товаров в киосках, торговцы на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, разносными товарами с рук, из ручных тележек и корзин, в том числе в поездах и самолетах, освобождаются от применения контрольно-кассовой техники. Но, если в оборот включен хотя бы один вид маркируемой продукции, это правило уже не действует. Ко мне обратился предприниматель, инвалид-колясочник, который реализует мороженое. Оборудовать одну тележку кассой, совместимой со сканерами, по его словам, стоит более 39 тысяч рублей. Если у ИП семь тележек, нужно потратить около 280 тысяч, что существенно для сезонного микробизнеса. Аналогичные расходы понесут и владельцы киосков Роспечати, если предложат в качестве сопутствующего товара, например, маркируемую бутилированную воду. На мой взгляд, нужно сохранить возможность не применять кассы при нестационарных форматах торговли, независимо от наличия отдельных маркированных товаров на прилавке.
Патент - наиболее удобный режим налогообложения для ИП, поэтому совершенно необъяснима избирательность, создающая микробизнесу дополнительные издержки и риски. Напомню, что ИП, торгующие маркированными обувью, меховыми изделиями и лекарствами, с 2021 года не вправе применять патент. При этом при реализации других маркируемых товаров, а их уже более 20, это допускается. Тем самым формируются неравные конкурентные условия в рознице, особенно в отдаленных и малочисленных населенных пунктах, а у части малого бизнеса возникают дополнительные издержки при организации учета и отчетности. Мы поднимали эту тему на уровне федерального бизнес-омбудсмена и профильных комитетов Госдумы: все не возражают, кроме Минпромторга, отвечающего за внедрение маркировки. Нужно объединить усилия в решении этого вопроса.
Все перечисленные вопросы рассмотрены Советом по развитию МСП Свердловской области, рабочей группой при региональном оперштабе по обеспечению социально-экономической стабильности, предложения уполномоченного и "большой бизнес-четверки" легли в основу общей позиции. Предлагаем использовать все площадки для продвижения этих важных для предпринимательства инициатив.