Кафе под землей
Первое, на что обращаешь внимание, попав в катарское метро, - большое количество небольших магазинчиков с сувенирами.
Хочешь купить сувенирную майку с фамилией Месси - пожалуйста, только будь добр раскошелиться на 150 риалов (2500 рублей). Желающих хватает: буквально на моих глазах два аргентинца приобрели футболку и прошагали дальше в сторону эскалаторов.
Поражает обилие кафешек и закусочных: тут их столько, словно ты находишься не в подземке, а в ресторанном дворике какого-нибудь крупного торгового центра. Ассортимент - очень много сладкого, в основном круассанов, тортов и конфет. Стоимость варьируется от 20 до 50 риалов (334-840 рублей). Расплачиваться в специальном терминале (похожие есть и у нас в Москве) можно только картой либо риалами. Доллары и другую валюту не принимают, да и обменять их поблизости негде.
Билеты бывают золотыми
Метро в Дохе из трех линий: красной, зеленой и желтой. Всего здесь 37 станций, продолжительность поездки от одной остановки до другой не превышает трех минут. На время чемпионата мира подземка работает ежедневно с 6 утра до 3 ночи в будние дни, и с 9 утра до 3 ночи - в выходные.
Все станции метро подземные и полностью кондиционированные, оснащены системой видеонаблюдения и медпунктом. Везде можно найти полицейский участок, молельные комнаты для мужчин и женщин, туалеты.
На каждой станции есть сразу несколько волонтеров, и почти все они прилично говорят по-английски и готовы помочь в любой ситуации. Если у тебя есть аккредитация журналиста и Hayya Card, то проезд бесплатный. А простым болельщикам придется заплатить, но цены вполне приемлемые: два риала (34 рубля) на одну поездку, 15 (250 рублей) - на целый день и 40 (670 рублей) - на неделю.
В катарском метро есть три типа вагонов: стандартный, семейный и так называемый Gold Club ("золотой вагон"). Последней категорией пользуются в основном преуспевающие люди: крупные менеджеры, банкиры. Цена вопроса - 25 риалов (418 рублей) за одну поездку. Впрочем, на время турнира в "золотой вагон" может попасть любой желающий, заплатив почти вдвое меньше номинальной цены.
Поезд идет без машиниста
Поезда сверхкомфортабельные: чистые, с кондиционером, они ходят каждые десять минут и не переполнены. Накладки бывают только в дни матчей, когда в подземке слишком много народа. Все вывески написаны на двух языках: арабском и английском.
Я предпочитаю использовать стандартный вагон, в котором преобладают мужчины, а если в нем и есть женщины, то долго смотреть на них нежелательно. Всех пассажиров ненавязчиво охраняет транспортная полиция. Она же следит за тем, чтобы никто не мусорил в салоне, не лежал на сиденье и не говорил слишком громко.
Еще одна поразившая меня деталь - полностью автоматизированные поезда. Несмотря на отсутствие машинистов, они способны развивать скорость в 100 км/час.
Что при этом важно отметить - даже с появлением метро местное население по-прежнему предпочитает передвигаться на личном транспорте. Но те из них, кто все же заглядывает в подземку, наверняка остаются под большим впечатлением.