ЧемпионАргентинаАргентина
2-е местоФранцияФранция
3-е местоХорватияХорватия

Бывший арбитр ФИФА Алексей Николаев: Судейство на чемпионате мира в России мне нравилось больше

Почему судьи ошибаются на ЧМ-2022, даже имея в помощниках ВАР? Хорошо ли отработала свой матч Стефани Фраппар? Какие судейские тренды задал турнир в Катаре? На эти и другие вопросы специально для "РГ" ответил бывший арбитр ФИФА Алексей Николаев.

Александр Вильф/РИА Новости

Начну сразу с немного провокационного вопроса. Вам нравится, как работают судьи на этом чемпионате мира?

Алексей Николаев: Действительно, вопрос провокационный. Думаю, его надо адресовать руководителям судейского комитета ФИФА. Но хочется, чтобы такие крупные форумы обходились без очевидных судейских ошибок. Ошибки всегда есть и будут, но в нынешних условиях, когда работает система ВАР и на каждой игре задействовано по 10-11 человек, хотелось бы свести эти ошибки к минимуму. Я в первую очередь, про те, что заметны болельщиками и болельщиками обсуждаются. К сожалению, чемпионат мира без таких ошибок не обошелся и запомнится ими, в том числе. Но выводы делать рано. Как говорится, запоминается последнее. Многое будет зависеть от того, как сложатся полуфиналы, матч за третье место и финал. Если там все пройдет безупречно, можно будет поставить положительную оценку.

Система ВАР работает уже не первый год, но ошибки никуда не делись. Почему так?

Алексей Николаев: Вы понимаете, в ВАР-центре работают тоже живые люди. У каждого из них свой взгляд на какой-то определенный момент. А, как известно, есть очень сложные эпизоды для восприятия, когда даже в экспертно-судейской комиссии мнения расходятся. Хотя все - уважаемые люди, посудившие на самом высоком уровне. Конечно, в идеале хочется, чтобы ВАР помогал принимать исключительно правильные решения. Но даже здесь, на чемпионате мира мы видели пару раз, как ВАР вмешивался и арбитры допускали ошибки. Например, пенальти в ворота Уругвая в матче с Португалией за игру рукой. Судья принял верное решение, потом вмешался ВАР, и рефери свой вердикт поменял. Думаю, руководство было очень огорчено, потому что это - несложный момент. А, в итоге, очень опытный судья, который мог претендовать на работу на финальном матче, послушал своего катарского коллегу, позвавшего к монитору. И ошибся, чем оставил недовольными всех. Таких моментов на чемпионате мира быть не должно.

Давайте попробуем о хорошем. ЧМ-2022 - итог четырехлетия. В каких-то аспектах судейство стало лучше?

Алексей Николаев: Я бы не сказал, что стали судить лучше. Мне, например, судейство на чемпионате мира в России понравилось больше. Во многом, наверное, из-за того, что не было изменений в правилах, в трактовках, которые появились в последние четыре года. У нас было все как-то более понятно, и система ВАР проявила себя с лучшей стороны. Она была незаметна, но очень эффективна. Характерно, что турнир запомнился не судейскими ошибками, а организацией высочайшего уровня. Получился лучший чемпионат мира в истории. Судейство, скажем так, это реноме поддержало.

Турнир масштаба чемпионата мира нередко задает тренды на будущее. Какие тенденции вы увидели в Катаре?

Алексей Николаев: После этого чемпионата мира действительно будут рекомендации, видеоклипы, как нужно поступать судьям в тех или иных игровых ситуациях. Но не думаю, что мы столкнемся с чем-то глобальным. Разве только, с большим количеством добавленного времени. У нас уже пять добавленных минут были чем-то непривычным. А сейчас наверняка будут рекомендации по примеру чемпионата мира добавлять время за симуляции, празднования гола и так далее. И мы увидим 5-6 добавленных минут в качестве нормального варианта. Но, надеюсь, это будет не 10-14 минут.

Даже опытнейший Матеу Лаос не смог погасить страсти в четвертьфинале Аргентина - Нидерланды. Фото: Reuters

Как сами судьи относятся к необходимости добавлять много времени к основному?

Алексей Николаев: По себе могу сказать: я никогда не любил добавлять много времени. Сейчас другое время, есть ВАР и АВАР (помощники видеоассистентов - прим. "РГ") , которые могут подсказать, сколько игрового времени добавить. Сейчас отношение к этому стало проще. Но я не думаю, что арбитры с большим удовольствием добавляют игровое время. Честно скажу: бывали случаи в карьере, когда идет суперигра, и хочется, чтобы она не заканчивалась. Но есть здравый смысл, и не думаю, что пять-семь дополнительных минут кого-то обрадуют.

Что бросилось в глаза лично мне: если вынести за скобки матч Аргентина - Нидерланды, в Катаре показывается очень мало желтых и тем более красных карточек. Это следствие какой-то установки?

Алексей Николаев: Турнир, как вы понимаете, скоротечный. Люди приходят смотреть на звезд, на лучших футболистов мира. Если разбрасываться карточками, которых порой можно избежать, то мы очень быстро можем лишиться той или иной звезды в каком-нибудь матче. Если желтая очевидная, то без вопросов. Но я думаю, и футболисты все это понимают и стараются играть аккуратно. Ну и судьи, когда есть возможность не показывать карточку, а по-другому вести игру, побеседовать с футболистом, предупредить его, скорее, выберут такой путь. Такая манера больше нравится и руководителям, и самим игрокам.

В Катаре мы увидели, как впервые матч чемпионата мира судила женщина. Скоро ли эта тенденция доберется до российских реалий?

Алексей Николаев: Вы имеете в виду, скоро ли Настя Пустовойтова (ведущая отечественная арбитресса - прим. "РГ") будет судить игру Российской премьер-лиги? Я бы не стал связывать судейство Фраппар с возможным выходом Пустовойтовой на наши арены. В принципе, у Насти все для этого есть. Я особых проблем не вижу. Здесь главное, чтобы девушки успевали за скоростями, которые есть в мужском футболе, и сдавали нормативы наравне с мужчинами.

Вспоминаются эпизоды из матча Германия - Коста-Рика, на котором работали девушки. Например, очевидный выход мяча за лицевую линию, который не заметила судья на линии…

Алексей Николаев: От решения назначить женскую бригаду на такой матч остались смешанные чувства. Объясню почему. Во-первых, вот этот случай, который вы вспомнили. Необъяснимо, как можно не заметить такой выход мяча. Наверное, потому что арбитр на линии не была физически готова к такому эпизоду. Еще был эпизод с незасчитанным голом в концовке из-за офсайда. Для судьи мужчины - момент абсолютно несложный. Там был зазор, и очевидно, что игрок сборной Германии находился в правильном положении. Вопросы возникают даже не по судейству самой Стефании Фраппар, а по работе ее помощниц. Тема действительно обсуждаемая. Хорошо, что сама Фраппар не столкнулась со сложными эпизодами. Не нужно было принимать решения по назначению пенальти, по красным карточкам. Конкретно для нее игра сложилась неплохо. Надо отметить и физическую подготовку Стефани: если посмотреть за теми матчами, которые она судила и этот, в том числе, - она всегда рядом с игровым эпизодом. Это ей дает авторитет и возможность принять правильное решение. Хотя, на самом деле, у нее не так много игр на международном уровне. Можно вспомнить пару матчей в Лиге чемпионов, игру на Суперкубок и большое количество встреч в чемпионате Франции. Это не такой супербольшой опыт, но даже он выделил ее на фоне помощниц. Никого не хочу дискриминировать, говорю без всякого сексизма, но, возможно, в ассистенты Фраппар стоило поставить соотечественников мужчин. Еще такой момент: на крупные судьи приезжают бригадами, которые готовятся целенаправленно. Возникает вопрос: как Стефани работалось с девушками, которых, условно говоря, она впервые увидела, да еще и из других футбольных конфедераций. Это была абсолютно интернациональная бригада, что, наверное, тоже не пошло на пользу.

Последний вопрос. Понятно, что это больше "вилами по воде", но у вас есть представление, кто из рефери может быть назначен на финальный матч?

Алексей Николаев: Это действительно вилами по воде. Мы видим, как складывается сам чемпионат: уже выбыли команды, которых называли фаворитами турнира и которых ждали в финале. У меня был кандидат, но это, конечно, чисто мои предположения. Я думал, что финал, тем более, в отсутствие сборной Италии будет судить Даниэль Орсато. Но опять же, ему уже доверили полуфинал. В любом случае, мне кажется, что ставка делается на европейских судей вот в этих решающих матчах, и в финале мы увидим кого-то из Старого Света. А кого именно? Любой прогноз - дело неблагодарное. Мы уже были свидетелями, что даже опытнейший Матеу Лаос не смог очень хорошо отработать четвертьфинал Аргентина - Нидерланды, оставив всех недовольными. Немножко не ту тактику человек выбрал на этот матч. И, наверняка, у руководителей остались вопросы, стоило ли его назначать на такую игру. Тут сразу параллели с матчем "Зенит" - "Спартак". Там Володя Москалев действовал в схожей манере, что всегда приводило к хорошему результату, а надо было быть построже. Нужно было увидеть, что с первых минут в обоих матчах вышли заведенные футболисты, и стоило с самого начала охладить их пыл.

Данный раздел является редакционным проектом «Российской газеты», посвященным информированию о Чемпионате мира по футболу. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» заявляет об отсутствии причастности к FIFA и проводимому спортивному мероприятию.Интернет-портал «Российской газеты» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77—50379. Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

© 1998-2024 ФГБУ «Редакция «Российской газеты»