29.09.2023 03:00
    Поделиться

    Эксперты спрогнозировали появление "технологической безработицы"

    Волна активного внедрения цифровых технологий в России дополнится волной борьбы за человеческий капитал - такой тренд определили аналитики. На этом фоне замечен рост значения HR-бренда и привлечения в компании специалистов по коммуникациям. Таков один из выводов масштабного исследования аналитиков агентства КРОС, приуроченного к Всероссийской неделе охраны труда в Сочи. Были проанализированы самые обсуждаемые проблемы, связанные с трудом и занятостью, а также меры, предлагаемые для их решения.

    Главный тренд рынка труда - рекордно низкая безработица (3,3% по РФ по методике МОТ, а в некоторых регионах - Москва, Татарстан - менее 1%), но острая нехватка квалифицированных кадров. В ближайшие годы ситуация, по мнению экспертов агентства КРОС, будет оставаться актуальной.

    Сейчас на одного соискателя - специалиста высокой квалификации - приходится несколько вакансий (в зависимости от отрасли - от 3-4 до 10 вакансий и более). Развитие ИИ, цифровизации и роботизации усилит конкуренцию компаний в борьбе за нужные кадры, полагают эксперты. При этом в будущем возникнут риски "технологической безработицы" в связи с прогнозом отмирания ряда профессий из-за внедрения цифровых технологий. Решение вопроса - в масштабной переподготовке персонала.

    "Компании вкладывают в ключевых сотрудников много финансовых и иных ресурсов в надежде, что они не перейдут к конкурентам. Но если человек не видит карьерных перспектив внутри организации, а более высокие позиции уже заняты, его сложно удержать даже высокими зарплатами. Поэтому работодатели развивают горизонтальную мобильность, создают собственные мотивационные программы, работают над корпоративной культурой, открывают возможности для обучения и построения индивидуальных карьерных треков, а также пробуют использовать искусственный интеллект, чтобы прогнозировать, кто из сотрудников может покинуть компанию", - рассказывает вице-президент по стратегическим коммуникациям КРОС Мария Ярина.

    Значимым фактором конкуренции за качественного сотрудника, по данным аналитического материала, становится HR-бренд компании или его восприятие текущими и потенциальными сотрудниками и партнерами. На HR-бренд, в свою очередь, влияет комплекс факторов: уровень зарплат, корпоративная культура и ответственное отношение в сфере охраны труда. Отсюда - рост инвестиций в сферу охраны труда и организацию предупредительных мероприятий на предприятиях с применением современных цифровых технологий.

    Авторы исследования выяснили: работа с персоналом и обучение правилам техники безопасности более эффективны, если привлекаются специалисты по коммуникациям - их востребованность на рынке уже растет.

    "Они используют инструменты, которые облегчают восприятие и усвоение информации. Например, это игровые механики, вовлекающие видео, сторителлинги от лица конкретного человека. Поэтому часто выгодней потратить деньги на коммуникации и продвижение" - отмечает Мария Ярина.

    Как отметил на проходящей в Сочи Всероссийской неделе охраны труда глава Минтруда РФ Антон Котяков, баланс между поиском кадров и вложениями в охрану труда предопределен цифровыми технологиями.

    Он сообщил, что определено пять основных направлений цифровизации в охране труда. 1 - профилактика (консультации и самопроверки через портал "Онлайнинспекция.рф", где уже зарегистрировано более 21 млн пользователей). 2. Перевод госуслуг в области охраны труда в электронный вид (70% организаций подают документы онлайн). 3 - повышение результативности специальной оценки условий труда. 4 - цифровизация проверки знаний по охране труда. 5 - методическая помощь на единой платформе. "Они целостно охватывают всю сферу охраны труда, трудовых отношений, взаимодействия работодателя и работника, т.е. все, что связано с обеспечением климата в трудовом коллективе", - пояснил министр.

    Поделиться