19.09.2017 11:02
Кинократия

10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с иранским кино

10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с иранским кино
Текст:  Генри Достоевский
Иранский кинематограф считается на данный момент одним из ключевых в мире среди вдохновляющих, самобытных, сохранивших душевный подход при минимуме спецэффектов и при этом весьма и весьма метафоричным из-за цензуры.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Коммивояжер"

Ниже приведена небольшая подборка лент разного времени, чтобы можно было представить, насколько самобытно развивалось иранское кино, которое по праву считается одним из самых душераздирающих и сильных в мире.

1. "Сезон носорогов" / Fasle kargadan, реж. Бахман Гобади, 2012

Фильм примечателен уже тем, что продюсером числится Мартин Скорсезе, а одну из женских ролей сыграла Моника Беллуччи.

Многострадальный сюжет рассказывает о поэте Сахели, который был осужден режимом на тридцать лет, а его родные и близкие уже успели его похоронить.

Гобади, как и многие ведущие иранские режиссеры, не боится говорить прямо о проблемах прав женщин, ирано-иракских военных конфликтах (так называемый Ирангейт) и т.д.

2. "Коммивояжер" / Forushande, реж. Асгар Фархади, 2016

Известный и популярный на Западе сюжет "Смерти коммивояжера" снова в центре внимания, но уже как сильная метафора в руках художника.

Фильм "Танцующий в пустыне": суд малого над великим

Основное внимание уделено отношениям главных героев Эмада и Раны. Приятная пара с идеальными, как им кажется, отношениями, репетируют по вечерам искомую пьесу, давшую название фильму, за авторством Артура Миллера. Но в один не очень прекрасный момент, после нападения на Рану грабителя, атмосфера в их доме перестает быть тихой, уютной и безопасной, а театральный драматизм потихоньку начинает выходить за пределы лишь сцены.

Несмотря на то, что сюжет очень сильно тяготеет к детективной линии, основной упор все же сделан на разницу между женским и мужским восприятием в современном иранском мире.

Награда за лучшую мужскую роль и лучший сценарий, "Оскар"-2017 за лучший фильм на иностранном языке.

Асгар Фархади твердо держит марку одного из ведущих режиссеров.

3. "История Элли" / Darbareye Elly, реж. Асгар Фархади, 2009

Иранский кинематограф всегда славился своими невероятно красивыми актрисами и еще один фильм Фархади тому подтверждение.

Сюжет играет на поле лучших женских триллеров - Ахмад, отсутствовавший долгое время на родине, возвращается на период отпуска и встречает в компании друзей молчаливую красавицу Элли, воспитательницу в детском садике.

Пока Ахмад пытается разгадать ее тайну, Элли таинственно исчезает.

Разгадка этой тайны позволит ему ответить на вопрос о том, насколько же хорошо он понимает современное иранское общество и женский ум в частности.

Серебряный медведь за лучшую режиссерскую работу, 2009.

4. "Башу - маленький чужой среди своих" / Bashu, gharibeye koochak, реж. Бахрам Бейзаи, 1990

Кровавый четверг: "В тени" - мистические последствия революции в Иране

Главному герою, мальчику по имени Башу, не позавидуешь: семья погибла под авиаударами, а он сам отправлен в приемную семью в небольшой деревушке, где нет никого, похожего на него. Но именно через такие трения и зарождается диалог не только между людьми, но и культурами.

Однако режиссер Бейзаи опять-таки не был бы собой, если бы оснащенный тяжелыми эмоциональными поворотами и конфликтами сюжет не наполнил светлым итогом, пусть и не без скорбных элементов. Именно благодаря мастерской руке режиссера сюжет клещами вытаскивает даже из самой циничной и прожженной печки зрительского восприятия самый настоящий одухотворенный катарсис.

5. "Развод Надера и Симин" / Jodaeiye Nader az Simin, реж. Асгар Фархади, 2011

Дилогия "Бахубали": индийский заменитель для уставших от Голливуда

Одна из самых громких картин иранского кинематографа последних лет, первая из иранских лент получившая "Оскар" ("Лучший иностранный фильм"), а также несколько наград от Берлинского кинофестиваля.

В центре внимания Фархади исследование проблемы мужа и жены, проживших много лет в браке и столкнувшихся с непростой моральной дилеммой.

Симин хочет уехать из страны и забрать с собой дочь, но та очень любит папу, который уезжать не планирует из-за своего больного отца.

Эмоционально сложная картина, в которой для усиления драматизма режиссер демонстрирует историю с разных сторон (а-ля "Расемон"), чтобы зритель попробовал сам решить, на чьей он стороне.

6. "Девушка возвращается одна ночью домой" / A Girl Walks Home Alone at Night, реж. Ана Лили Амирпур, 2014

Встречайте новое поколение иранских авторов, где находится место не просто женщине-автору (что сложно было бы представить в более ранние периоды), но и весьма тонкому и вместе с тем лиричному постмодернисту.

"Я купил журнал "Корея": в Москве прошла неделя кино КНДР

По сути, перед зрителем медитативно-стильный неовестерн об иранской девушке-вампире. Город-призрак пропитан готическим страхом, но за каждым скрипом ужаса в головах жителей и прочего обязательного антуража наследия Брэма Стокера, Энн Райс и прочих Эдгаров По прослеживается весьма отчетливая метафора положения женщин и ситуации "свой среди чужих".

Имя девушки так и не откроется, но оно и не требуется. Подобного рода визуальные новеллы внушают серьезную надежду на дальнейшее раскрытие автора как самостоятельную страну кинематографической планеты.

К примеру, в недавнем фильме "Плохая партия" у Амирпур уже снимались Джейсон Момоа, Джованни Рибизи, Киану Ривз и Джим Керри.

Вполне многообещающее развитие карьеры.

7. "Такси" / Taxi, реж. Джафар Панахи, 2015

Эти странные путешественники: шотландские цыгане и цыганские ирландцы

Фильм был снят на два айфона и видеорегистратор. Режиссер, самолично исполнивший роль водителя такси, общается с пассажирами (их сыграли непрофессиональные актеры, знакомые и друзья режиссера). Они не всегда тактично обсуждают проблемы в социальной структуре страны, системе наказаний, просто бытовые ситуации и т.д.

Председатель берлинского жюри Даррен Аронофски назвал "Такси" любовным письмом кинематографу.

8. "Приходит дракон" / A Dragon Arrives!, реж. Мани Хагиги, 2016

О режиссере Хагиги, как и о почти всех иранских режиссерах, повторимся, можно делать отдельную статью или фильм (или все вместе). Он и в своих работах, и в интервью вальсирует между безумной искренностью страстного поэта с большими амбициями и исповедями постмодерниста с хитрой ухмылкой.

Новое кино Азии в трейлерах: китайский "Ла-Ла Ленд" и бутанский нуар

Сюжет картины "Приходит дракон" основан на реальном событии: убийстве премьер-министра Ирана Хасана Али Мансура в 1965 году.

Но Хагиги, с каждым фильмом все увереннее скользя по границе между Вуди Алленом, Дэвидом Линчем и братьями Коэн, в этой работе умудрился совместить сюрреалистичный детектив, псевдодокументальную съемку, исторические метафоры и отсылки в упаковке притчи-рекурсии.

К примеру, это и упомянутая в картине борьба с португальцами и англичанами в XVII в., и "Белая революция", и модернизация города при сохраняющихся архаических оккультных суевериях глубинки, и "золотой" период правления династии Пехлеви, вновь Ирангейт (фраза про погибшего от ракет сына), иранская служба безопасности под названием САВАК (напрямую не называется, но догадаться труда не составит) и т.д.

9. "Где дом друга?" / Khane-ye doust kodjast?, реж. Аббас Киростами, 1987

Герой фильма 8-летний мальчуган пообещал непременно вернуть школьному другу тетрадь с домашним заданием. Наступающий на пятки детский страх - ничто перед долгом, и мальчик шагает в чужое, незнакомое ему селение.

Отдельного упоминания достойны эпизоды с проявлением доброты, мужественности и совершенно недетского чувства ответственности, которые принесли режиссеру и картине заслуженное уважение.

10. "Яблоко" / Sib, Самира Махмальбаф, 1998

Непростая драма, снятая по реальным событиям, - о семье, где незрелость и перезрелая паранойя главы семейства привела к тому, что он решил больше не выпускать из дома своих дочерей.

Фильмы из программы "Послания к человеку" покажут в Москве

Об этом прознают соседи и пытаются помочь девочкам, вызвав социальные службы. Те в итоге срочно отправляют дочерей на реабилитацию, подальше от безумного папаши, ибо дети полностью отстали от своих ровесников в развитии.

Несмотря на подобное невменяемое поведение отца девочек, после лечения власти все же решают дать ему еще один шанс с условием, что дочек он больше запирать не будет.

Но тот вскоре нарушает ничего не значащее для него обещание, и семейный ад вновь возвращается на свои места.

Если бы не мужество няни-воспитательницы, присматривавшей за девочками и умудрившейся ради их спасения в один прекрасный момент насильно запереть их отца в комнате, вся картина могла бы превратиться лишь в эпитафию.

В фокусе