В рамках одного из самых крупных смотров скандинавского кино в нашей стране зрителям будут показаны семь кинокартин. Помимо психологических драм и триллеров, столь часто демонстрируемых за пределами Дании в качестве наиболее репрезентативных образчиков современных традиций национальной киношколы, зрители смогут увидеть ряд типично датских фильмов, с разных сторон показывающих недавнее прошлое и настоящее этой страны.
Фильмом открытия станет психологический триллер "Виновный" (Den skyldige), впечатляющий дебют режиссера Густава Мёллера с Якобом Седергреном (снявшимся ранее в сериалах "Тот, кто убивает" / Den, som dræber, "Убийстве" / Forbrydelsen и фильме "Субмарино" / Submarino Томаса Винтерберга). Густав Мёллер решил совершить достаточно рискованный маневр, превратив игру Седергрена в своего рода моноспектакль, но, к чести и профессионализму последнего, задумка удалась на славу.
Главный герой, полицейский Асгер Хольм, принадлежит к запоминающемуся, но не особо распространенному психотипу: он более чем компетентен в своем деле, но обладает весьма непростым характером. До окончания служебного расследования его переводят с оперативной работы на телефонное дежурство, доводящее его до одурения. В лучших традициях доктора Хауса он бесцеремонно обрывает тех, кто звонит явно не по адресу, видимо, в надежде, что правоохранительные органы чудесным образом разрешат разнообразнейшие проблемы. И таких обращений действительно большинство: одна особа женского пола не может самостоятельно справиться с ушибленным коленом, юноша - со своими параноидальными видениями, вызванными приемом психоактивных веществ. Вереница бессмысленных звонков прерывается, когда на пульт поступает непримечательный, на первый взгляд, вызов от некой Ибен Эстергор. Чутье Асгера не подводит: мастерски задавая вопросы, он без особого труда выясняет главное: девушку похитили, и ее жизнь находится в опасности. Теперь задачей опального оперативника становится спасение Ибен. Налицо крайняя ограниченность ресурсов в его распоряжении - превысить свои полномочия, он, предположим, сумеет, но вот как довести дело до счастливого завершения, не покидая диспетчерской…
Еще одним триллером, привезенным для показа на фестивале, стала работа Петера Шёнау Фога "Ты исчезаешь" (Du forsvinder) с двумя мастодонтами датского кинематографа - актрисой Трине Дюрхольм (получившей в 2016 году "Золотого льва" Берлинале за роль в "Коммуне" / Kollektivet Томаса Винтерберга) и Николаем Ли Косом, за свои сорок пять лет успевшим поучаствовать в шести десятках картин - от контркультурных манифестов в рамках Догмы-95 ("Идиоты" / Idioterne Ларса фон Триера, "Открытые сердца" / Elsker dig for evigt Сюсанне Бир), авангардных опусов Кристоффера Бое ("Реконструкция", "Аллегро" и "Чудовище") и черных комедий Андерсена Томаса Йенсена (включая "Адамовы яблоки" / Adams æbler и откровенно провокационных "Мужчин и кур" / Mænd & høns) до сериалов с международной известностью ("Спецподразделение" / Rejseholdet, "Убийство" / Forbrydelsen, "Обман" / Bedrag и "Британия" / Britannia).
Картина по-своему раскрывает неудобную (если не сказать - пугающую) тему, прочно занявшую свое место в современном западном обществе: что представляет собой сознание человека, насколько подвластно ему то, что происходит с ним на физическом и душевном уровнях, где кончается то, что предопределено органическими изменениями и начинается сфера осознанного внутреннего выбора? У Фредерика, ответственного работника и любящего семьянина, врачи диагностируют опухоль мозга. Но на этом злоключения, обрушивающиеся на него и его близких, не заканчиваются - семья и друзья с недоумением узнают, что Фредерика обвиняют в крупной растрате. И на их плечи ложится скорбный труд - понять первопричину произошедшего и степень осознанности действий любимого человека. Речь пойдет как о ценностной, так и об органической деформации психики, материях, о которых рядовому обывателю в добром здравии не очень хочется задумываться. По крайней мере, до поры до времени.
Развитием экзистенциальной темы на фестивале станет показ новой ленты замечательного датского культурного деятеля Эрика Клаусена, известного разносторонностью своих талантов: за свою богатую событиями профессиональную карьеру он успел попробовать себя в качестве художника, поэта, драматурга, музыканта, сценариста и режиссера. В 1969-м он стал одним из вдохновителей культурного объединения "Красная мать" (Røde Mor), чья музыкальная деятельность носила ярко выраженный политический характер - в своих песнях музыканты подвергали критике окружающий их мир и происходящее в нем с социалистических позиций. Кроме того, многим своим соотечественникам, испытывающим ностальгию по полным наивного идеализма семидесятым, Клаусен (как и еще одна глыба современной датской культуры, музыкант Ким Ларсен), дорог и мил благодаря роли Арнольда в культовом фильме Эрика Баллинга "Посреди ночи" (Midt om natten) о рок-музыке, расцвете контркультурного движения и его жестком столкновении с суровой реальностью.
Что же касается новой картины Клаусена "Никогда - это завтра" (Aldrig mere i morgen), режиссер со свойственным ему мягким юмором и тонкой иронией рассказал о последнем отрезке жизни эксцентричного и крайне самовлюбленного художника Торвальда, который пребывает в полной уверенности, что смерть является фикцией. Ну а если нет, то его-то, по крайней мере, она уж точно не тронет. Но объективная реальность - вещь упорная, и после сердечного приступа Торвальд отправляется к праотцам. Правда, ему даруется исключительная возможность - на протяжении трех дней невидимкой понаблюдать за теми, кто был ему близок. И увиденное оказывается красноречивее всяких слов.
Продолжает музыкальную тему полудокументальный фильм Оле Борнедаля "Пока я живу" (Så længe jeg lever), рассказывающий о сугубо датских культурных реалиях, достаточно редко становящихся достоянием широкой общественности за рубежом (в отличие от пресловутого "скандинавского нуара" и прочих модных явлений, ставших в последнее время довольно прибыльной статьей экспорта). Он расскажет о мятежной жизни и творчестве самобытного датского музыканта Джона Могенсена, по песням которого можно проследить все многообразие идей и настроений датского социума, сменявших друг друга на протяжении нескольких десятилетий. Его стиль, как ни странно, наиболее точно характеризуется таким расплывчатым понятием, как авторская песня, не получившим особого распространения в Дании. Однако, по-видимому, исключительно яркое индивидуальное начало в его произведениях в сочетании с родными датскому уху фольклорными мотивами позволили ему не только пережить забвение, вызванное нашествием рок-музыки, но и стать вновь по достоинству оцененным при жизни, уже после того, как первая волна ажиотажа вокруг новых ритмов несколько спала.
Еще одним байопиком в программе фестиваля стала картина Миккеля Серупа "Лучший побеждает" (Den bedste mænd) о реалиях провинциального Ольборга образца семидесятых и двусмысленном положении пока еще малоизвестного боксера Йоргена Старика Хансена, который не может полностью посвятить себя любимому занятию, так как оно не приносит достаточных доходов, чтобы прокормить семью. Полноценная работа на верфи могла бы решить материальные трудности, но она попросту не оставляет сил ни на какие другие начинания. Давление на Йоргена увеличивается, в банке настоятельно интересуются его действиями по улучшению финансовой ситуации, а спортклуб внезапно принимает решение о подселении к нему соседа-африканца. Еле нащупав некий баланс в изменившихся условиях, Йорген сталкивается с новыми испытаниями и, кажется, вот-вот рухнет, сраженный ударами судьбы. Но стойкость и вера в лучшее, то ли приобретенные в детстве, то ли полученные в дар свыше, спасают его в самый отчаянный момент.
"Мотылек" (Papillon), американо-испано-чешская копродукция на английском языке, возглавленная датским режиссером Михаэлем Ноэром с Чарли Ханнэмом ("Сыны Анархии", "Меч короля Артура"), Рами Малеком ("Тихий океан", "Мистер Робот", "Богемская Рапсодия") и Томми Флэнаганом ("Сыны анархии", "Острые козырьки") в главных ролях, основана на одноименном произведении француза Анри Шарьера (ранее экранизированном Франклином Шаффером). Будучи совсем юным, он связал свою жизнь с преступным миром и был приговорен к пожизненному тюремному заключению и каторжным работам за убийство, которое, по-видимому, не совершал. Местом отбывания наказания становится Чёртов остров во Французской Гвиане, откуда бежать не только невозможно, но и бессмысленно. И тем не менее метод проб и ошибок оказывается вполне действенным и в такой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Документальное кино представлено достаточно занятной лентой Лассе Лау "Счастливый край" (Lykkelænder), которая рассказывает об особенностях административно-территориального деления Дании и об истории взаимоотношений датчан и гренландцев, изобилующей событиями, до сих пор не имеющими однозначной оценки со стороны метрополии и автономии. Предпринятая режиссером попытка погрузиться в гренландский быт и попробовать изнутри осмыслить происходящее на этом гигантском, но малонаселенном острове глазами народа, коренным образом отличающегося от датчан по языку, традициям и мышлению, дала весьма неожиданные результаты.
С расписанием кинопоказов в рамках фестиваля можно ознакомиться на сайте арт-проекта CoolConnections