06.11.2019 12:30
Культура

Работы в Херсонесе продолжат, несмотря на критику

Работы в Херсонесе будут продолжать, несмотря на критику
Текст:  Юлия Крымова (Севастополь)
Российская газета - Неделя - Крым: №250 (8008)
Новый дизайн дорожек Херсонеса, интерактивные экраны, сцена с концертным оборудованием то и дело вызывают недовольство археологов и музейных специалистов. Новшества пришлись не по душе и многим жителям Севастополя, которые привыкли к городищу в первозданном виде. Глава Патриаршего совета по культуре, митрополит Тихон (Шевкунов) и академик РАН, президент истфака МГУ Сергей Карпов посетили Херсонес, чтобы оценить изменения и ответить на критику.
/ Юлия Крымова/РГ
Читать на сайте RG.RU

"Надо сделать поскромнее"

Гости прошлись по деревянным настилам в периболе - пространстве между двумя линиями обороны древнего города. Попасть сюда можно через новую входную группу на месте исторического входа в Херсонес. На бетонном помосте - бронзовый макет города, здесь же - деревянная смотровая площадка. Все это появилось за последние полтора года стараниями благотворительного фонда "Моя история", действующего под эгидой Патриаршего совета по культуре.

Херсонес адаптировали для маломобильных людей

Митрополит обращает внимание на оранжевые стойки с сенсорными экранами. Такие стоят и у бронзового макета, и по всему периболу. Они кажутся чересчур броскими.

- Это просто безвкусно! - говорит он. - Не должно быть так ярко, надо сделать поскромнее, посдержаннее, они не должны выбиваться.

- А вот это хорошо, - указывает гость на дорожки. - Настилы хорошие, для инвалидов.

- Для инвалидов, детей, мамочек с колясками, - вторит директор музея-заповедника Елена Морозова.

Следом попадается крупный агрегат, огороженный металлической решеткой.

- Это надо убрать, - предлагает Карпов.

- Это генератор, он нужен, у нас подсветка памятников, - объясняет Морозова.

- Установка была согласована с министерством культуры РФ, с тремя экспертами, - добавляет директор фонда "Моя история" Иван Есин.

Решают переделать внешнее оформление устройств, чтобы они не бросались в глаза.

- Здесь ничто не должно отвлекать от памятника, - резюмирует митрополит Тихон.

О чем спор?

У входа в музей стоит один из оппонентов с плакатом "Спасите Херсонес". Анатолий Туманов десять лет проработал в Херсонесе, имеет квалификацию реставратора памятников каменного зодчества первой категории.

В Херсонесе открывают новые ночные и вечерние маршруты

- Херсонес перепрофилировали: вместо научной деятельности здесь проводят культурно-массовые мероприятия, - говорит Туманов журналистам. - Вопреки законам, уставу музея-заповедника, различным реставрационным и консервационным хартиям, аутентичный вид музея портится современными конструкциями. На его территории проходят шоу, концерты, спектакли, различные представления. Только не то, что должно происходить в музее-заповеднике.

Митрополит Тихон говорит, что с интересом выслушает критику, но противники нововведений пока не прислали свои предложения в музей. Ограничились публикациями в соцсетях и интернет-петицией.

- Я не могу понять, что может здесь не нравиться, - говорит митрополит. - Я слышал, что они против настилов. Но они были рекомендованы Институтом археологии РАН и Государственным Эрмитажем. Это всемирная практика. Существует антропогенная нагрузка, от которой необходимо защищать памятники. К тому же мы получаем много благодарностей от инвалидов, которые раньше вообще не могли сюда прийти. Тачскрины - тоже повсеместная музейная практика, чтобы посетители могли узнавать подробности о памятниках. Меня не очень устраивает их аляповатая расцветка, но это поправимо.

Историк-медиевист Сергей Карпов оценил качество реставрационных работ, проделанных в Херсонесе в последнее время. В частности, отреставрирована 19-я куртина, несколько десятилетий простоявшая в лесах.

В Херсонесе отреставрируют купель, где мог креститься князь Владимир

- Все мы вместе заботимся о сохранности и поддержании этого памятника, который имеет всемирное историческое значение, - сказал Карпов. - Надо, чтобы памятник выигрышно и наглядно смотрелся, и чтобы была сохранена вся его подлинность. Мы должны ориентироваться на международные стандарты, которые уже апробированы в Италии, Греции и других странах. Нельзя оставаться на уровне XIX века.

Инициаторы усовершенствований в Херсонесе отметили, что все работы были согласованы с Минкультуры РФ, в ведении которого находится музей-заповедник. Они отвечают мировым тенденциям в развитии археологических музеев.

- Мы изучили международные примеры музеификации: римский Форум, Акрополь, Троя, Микены, - говорит Иван Есин. - Везде видим создание тропиночной сети, информационные стенды, а также проведение концертов и спектаклей в древних амфитеатрах.

Сцена простоит пять лет

Площадь Херсонеса Таврического станет больше после передачи музею военных городков в районе Карантинной бухты. Принято решение о переезде оттуда школы водолазов Черноморского флота. Когда военные освободят территорию, за нее первым делом возьмутся археологи. Раскопки там не проводили никогда.

На это место планируют перенести сцену. Площадка в цитадели - временная, вместо нее построят две постоянные, сообщил митрополит Тихон.

- Сцену мы возвели с разрешения Минкультуры РФ и под контролем археологов, она никак не повлияет на памятник, - говорит он. - Думаю, что она просуществует лет пять. Когда будут построены крытая сцена и открытый амфитеатр, то нужда во временной сцене отпадет.

Из Карантинной бухты возле Херсонеса уберут военные корабли

Там же хотят разместить музей античности и Византии, куда переедут экспозиции Херсонеса, а также музей христианства. Кроме этого, есть задумка воссоздать улочки древнего города и устроить там небольшие музеи, кафе, ремесленные мастерские.

По словам митрополита, уже разработан примерный проект, однако все будет зависеть от результатов раскопок.

Тем временем

Устройство дорожек, указателей информационных стендов продолжится в западной части херсонесского городища, меньше всего знакомой посетителям. С 2020 года начнется мониторинг береговой линии Херсонеса и поиск вариантов берегоукрепления. В 2019-2020 годах подготовят проекты и приступят к реставрации трех памятников: баптистерия, подземного храма и туманного колокола.

Что будет отреставрировано

Баптистерий при Уваровской базилике

Ученые выдвинули три версии о том, в каком из храмов Херсонеса могло произойти крещение князя Владимира. Самая распространенная относится к баптистерию при Уваровской базилике. Это был самый большой храм Херсонеса, построенный в VI-VII веках, он стоял в епископском квартале и был кафедральным.

Сама по себе купель хорошо сохранилась. Но требуется демонтировать металлическую ротонду, установленную над баптистерием в 1990-е годы.

- Ротонда потеряла эстетический вид, да и стилистически не вписывается в концепцию музея-заповедника, - сообщила "РГ" директор Херсонеса Таврического Елена Морозова. - Также выполним визуальную реконструкцию баптистерия, чтобы показать, как он выглядел в древности.

Директор пояснила, что в раннем христианстве крещение принимали во взрослом возрасте, поэтому баптистерии строили за пределами храмов, это были довольно крупные сооружения. А уже позже, когда обряд стали проводить для младенцев, появились купели внутри храмов.

Сейчас ученые Херсонеса вместе с проектировщиками обсуждают варианты визуализации, которая бы отвечала требованиям законодательства в области охраны памятников. Это может быть небольшой макет, который установят рядом, либо мультимедийное изображение на экране.

Подземный храм в цистерне

В 2020 году начнется подготовка проекта реставрации единственного в Херсонесе подземного храма, который находится в северо-восточной части городища.

В Херсонесе показали спектакль "Грифон" об истории древнего города

- Это один из древнейших православных храмов Херсонеса, - рассказала "РГ" первый заместитель директора Херсонеса Таврического Татьяна Сарапулкина. - Он действовал в эпоху раннего христианства и был тайным. Есть версия, что изначально верующие использовали цистерну, вырубленную в скале для засолки рыбы или сбора воды. Потом помещение расширили, вырубили апсиды, ниши. Частично сохранились ступени, по которым в него спускались.

Древнейший храм остро нуждается в консервации и реставрации.

- Поступают грунтовые воды, влага скапливается внутри храма, стены постепенно разрушаются, - говорит замдиректора. - Раньше были видны три апсиды, а теперь одну из них практически не видно. Свод храма не сохранился. Его накрыли решеткой из соображений безопасности.

Сейчас сотрудники музея собирают сведения и пытаются установить, как выглядел этот храм.

- Раскопки проходили очень давно, тогда не было современной техники, которая фиксирует объект в точности до миллиметра, поэтому сведений не так много, - говорит Сарапулкина. - Главный вопрос - инженерный, как отвести воду. Храм находится на территории городища, и прокладывать какие-то каналы мы не имеем права. Объект очень сложный, пока нам не удалось найти проектировщика, специалисты только разводят руками.

Музеи и памятники Севастополь Крым