26.11.2019 19:00
Кинократия

"Тварь": еще один хоррор про злого ребенка, только российский

Текст:  Алексей Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №271 (8029)
У супружеской пары горе - пропал ребенок. Ушел погулять и не вернулся. Спустя три года они едут в приют за новым. Приют этот - старинный мрачный особняк, где заправляют угрюмые монахини, и в заброшенном его флигеле мать находит труп сторожа, лежащий в луже крови рядом с ружьем, а в соседнем помещении, среди груд хлама и обглоданных скелетов животных, - дикого мальчика, похожего на плод любви ксеноморфа и Голлума. Женщина сразу признает в создании, которое бегает на четвереньках, рычит и кусается, родную душу, забирает его к себе и нарекает в честь пропавшего сына Ванюней, невзирая на робкие протесты мужа и незаконность предприятия. Тот и сам к ней ластится и чем дальше, тем заметнее проявляет черты своего тезки-предшественника. Казалось бы, что может пойти не так.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Если вам вдруг не хватало в этом году хорроров про зловещих потусторонних детей, то вот вам теперь продукт от российских производителей: "Тварь" дебютантки большого кино Ольги Городецкой, она же соавтор сценария вместе с еще двумя дамами, на совести одной из которых "Страна хороших деточек". Плюс серьезный актерский ансамбль из Владимира Вдовиченкова, Елены Лядовой, Евгения Цыганова в роли мудрого рассудительного психиатра и Розы Хайруллиной в роли угрюмой монахини.

"Достать ножи": Крэйг на свете всех умнее

Хорроры про зловещих потусторонних детей в основном строятся по одной и той же схеме. Родитель или родители упрямо делают вид, что с их чадом все нормально, отказываясь признавать очевидное, в то время как чадо невозбранно творит всякую дьявольщину, от сравнительно безобидного живодерства до изуверских убийств. Наконец, родитель или родители начинают подозревать что-то неладное, выясняют-таки, где собака зарыта (порой во всех смыслах), и прозревают. А прозрев - обычно к третьему акту, - предпринимают те или иные шаги к избавлению от проклятого спиногрыза.

"Тварь" следует вышеизложенному канону не просто усердно, а ровно в два раза усерднее, чем надо: путь от неведения к прозрению центральные герои преодолевают дважды по очереди. Пока героиня Лядовой охотно верует в то, что пожирающее сырое мясо адское отродье - это и есть ее безвестно сгинувший отпрыск (куда он, кстати, делся, вы поймете тотчас, когда впервые появится актриса Анна Уколова), ее супруг в том резонно сомневается и выступает голосом разума. Но затем случается рокировка: герой Вдовиченкова резко теряет здравомыслие и принимает сторону адского отродья, тогда как его жена омерзительную сущность мелкого гада распознает и тщетно пытается до мужа это донести. Ход, безусловно, оригинальный - и вместе с тем избыточный, введенный явно ради увеличения хронометража.

Что еще есть в "Твари" более-менее оригинального, так это концепция зловещего потустороннего ребенка - единственное доступное пространство, позволяющее развернуться фантазии в данном узком поджанре. На нее-то, видать, и позарилась компания Sony, собравшаяся адаптировать фильм для Южной Кореи и Индии. Суть в том, что тварь эта чует людей, перенесших тяжелую утрату, и принимает облик того, кто был утрачен, питаясь их теплыми чувствами. Откуда монстр взялся, не очень понятно, но как-то это связано с колдовством и реанимацией мертвецов, как в "Кладбище домашних животных". Не самая плохая идея. Уж точно получше, чем реинкарнация венгерского маньяка в "Омене: Перерождение". Корейцы из нее что-нибудь удобоваримое наверняка сварганят.

"Аванпост": на Россию будущего нападают пришельцы и медведи

В принципе, и Ольга Городецкая могла бы сварганить что-нибудь удобоваримое. Тут ведь нечего особо изобретать, всего-то и нужно - найти подходящего актера школьного возраста, заставить его прилично отыгрывать бесноватость, а также придумать и на должном уровне исполнить несколько пугающих сцен. Увы, ничего из перечисленного в "Твари" нет. Мальчики, изображающие Ванюню и лже-Ванюню, отталкивающе фальшивят (второго еще хотя бы загримировали достаточно жутко), а для нагнетания страха Городецкая слишком часто прибегает к услугам специалистов по компьютерной графике, которым за такие услуги руки бы поотрывать. В 2019 году подобное уродство показывать должно быть не только стыдно, но и уголовно наказуемо. Да и само использование графики - тем более столь низкого качества - там, где целесообразнее вовсе без нее обойтись, как минимум в пользу режиссера не свидетельствует.

В целом "Тварь" логично вписывается в общую тенденцию развития жанра на территории России. Тенденция состоит в том, что никакого развития нет. Подставь в титры имя Святослава Подгаевского вместо Ольги Городецкой - и вряд ли кто заметит разницу. Та же цветовая палитра, те же лишенные всякой индивидуальности и связи с отечественными реалиями пейзажи, интерьеры и персонажи, те же затасканные штампы из американских аналогов, те же кривые эффекты. Даже кадр с машиной, ползущей по узкой дороге между деревьями, снятый квадрокоптером - можете проверить, в любом российском хорроре такой есть, - присутствует. Сплошное однообразное уныние, как будто смотришь длинный скучный сериал-антологию, и нет ему конца.

2
Рецензии