02.06.2020 17:23
Авто

Культовые иномарки 1990-х: сколько они стоят сегодня

Текст:  Никита Юшкевич
Рухнувший вместе со страной в начале 90-х железный занавес открыл для советских граждан доступ к невиданному со времен Второй мировой войны иностранному автопрому. Хотя львиной доле населения вплоть до середины 2000-х годов все равно хватало только на подержанные "Жигули", немецкие и японские автобарахолки мы разгрузить смогли. Ну а зарождавшийся в 90-х бизнес вместе с криминалом, которые тогда были неотличимы друг от друга, красовались перед "не вписавшимся в рынок" народом авторитетными Mercedes-Benz и BMW. Так или иначе, почти все иномарки середины 1980-х начала 1990-х стали в нашей стране "родными", вызывая ностальгическую слезу у выросших из того времени автолюбителей.
/ Пресс-служба Audi.
Читать на сайте RG.RU

Сразу стоит сказать, что речь в данном обзоре пойдет исключительно об иномарках, ставших популярными на европейской территории постсоветского пространства, куда массово ввозился главным образом по старой военной памяти немецкий модельный ряд, а также машины японских и американских брендов, но предназначенных для европейского рынка.

Восточная же часть страны в начале 90-х начала поглощаться "праворульным" японским автопромом, а потому культовый статус там получили совсем другие автомобили - о них как-нибудь в следующий раз. А сегодня о том, что массово гнали россияне из Европы.

Opel Kadett E

Годы выпуска: 1984-1993

Стоимость: 25 000 - 150 000 рублей

Наверное, одна из самых доступных иномарок 90-х из современных на тот момент машин. Если брать все достижения этой в общем-то простенькой модели, то про нее можно легко написать отдельную статью. Opel Kadett E получил титул европейский "Автомобиль года 1984", имел аж восемь кузовов, включая кабриолет, два вида универсалов и "каблук", ну и главное достижение - модель продержалась на конвейере аж до 2016 года (32 года!) под видом Daewoo Nexia.

29-летний мотоцикл "Восход" нашли в гараже в заводской коробке

Для своего времени Opel Kadett E обладал достаточно передовым дизайном, но при этом скромным интерьером с устаревшими даже на тот момент элементами. Исключение составляла спортивная версия GSi, которая могла похвастать редчайшей опцией - LCD-дисплеем вместо щитка приборов! Под капотом Opel Kadett E побывала уйма двигателей - от базового 1.2 до заряженного 2.0. С последним "Кадет" уделывал в динамике даже Golf II GTi, правда, из-за не лучших настроек подвески уступал Volkswagen на виражах.

Сегодня в России Opel Kadett E встречается в основном с бензиновыми агрегатами 1.3, 1.5 и 1,6 литра. Описание "На хорошем ходу" можно считать рекомендацией к покупке, учитывая, что за топ-версии сегодня просят чуть больше ста тысяч рублей.

Volkswagen Golf II

Годы выпуска: 1983-1992

Стоимость: 30 000 - 400 000 рублей

Основателя класса имени себя 70-х годов соотечественники, можно сказать, уже не застали - староват, а вот модель второго поколения стала на всей европейской части постсоветского пространства по-настоящему любима. Благодаря тому, что Golf II попал в нашу страну уже на излете карьеры и имел невообразимое количество модификаций, включая простые и относительно недорогие, машина стала одной из немногих бэушных иномарок, на которую также можно было накопить рядовому россиянину.

Владелец старого Porsche Cayenne посчитал расходы за год и ужаснулся

После "Жигулей" даже средней руки Golf II с мягким клетчатым салоном удивлял владельца неведомыми до этого параметрами - динамикой, плавностью хода, управляемостью и эргономикой. Обладатели хороших комплектаций учились пользоваться кондиционером, бортовым компьютером и электроприводами. На вершине гаммы стоял неподражаемый Volkswagen Golf II GTI с 1.8-литровым 140-сильным двигателем и креслами Recaro, который по счастливому случаю даже побывал в семье автора этих строк.

Сегодня "Вторые Гольфы" в основном догнивают в провинциях. Большая часть из них сегодня продается до 100 000 рублей в состоянии "На ходу", однако есть и добротные экземпляры по 200 000 рублей, и даже восстановленные, отреставрированные или нашпигованные современными агрегатами. За такие просят порой 300-400 тысяч рублей.

Volkswagen Passat B3/B4

Годы выпуска: 1988-1997

Стоимость: 30 000 - 300 000 рублей

Еще одна легенда Volkswagen на постсоветском пространстве и мечта любого мужика в те времена. В Беларуси, например, универсал Passat B3 Variant стал иконой автопрома и на протяжении трех десятилетий остается чуть ни самой популярной машиной на вторичном рынке. Люди, которые тогда имея деньги на Volkswagen Passat, покупали что-то другое, воспринимались как не совсем адекватные. Во многом, авторыночные байки про "оцинковку ZZZ" и немецких дедушек, ездящих на Passat в соседнее село за хлебушком, родились благодаря "Пассату" B3.

Правда ли, что моторное масло в жестяных банках не подделывают

Технически на момент появления Passat обладал достаточно передовой конструкцией на новой платформе и по немецкой традиции большим количеством модификаций. Несмотря на то, что третье и четвертое поколение модели считаются разными, по факту Passat B4 является масштабным рестайлингом B3. Соотечественников модель познакомила с беспрецедентным уровнем комфорта и простора, особенно в кузове универсал. Смельчаки порой пригоняли и диковинные версии с автоматом. Кроме того, существовала спорт-версия с двигателем V6 мощностью 175 лошадиных сил. Однако самыми популярными модификациями до последнего дня оставались базовые - с атмосферными моторами 1.6 и 1.8.

Судьба у легендарного "Пассата" даже более грустная, чем у Golf II. Реставрацией и тюнингом немецких "сараев" особо никто не занимается, а потому полуживые экземпляры за те же 100 тысяч рублей сегодня перепродаются в основном под окончательный убой. Хотя благодаря выносливости ухоженные экземпляры с откапиталенными моторами все же встречаются.

Audi 80/90 B3/B4

Годы выпуска: 1986-1996

Стоимость: 30 000 - 400 000 рублей

Легендарная "Бочка". Несмотря на то, что Audi 80 всегда стоила чуть дороже одноклассников, прямо-таки премиум-классом модель тогда не являлась. Это был добротно сделанный и комфортный "немец", отличавшийся чаще всего тем, что под капотом был 1.8 или даже 2.0-литровый мотор, а комплектация щеголяла улучшенным интерьером и часто чуть более богатым оснащением. Так что похвастаться перед пацанами было чем. Имелись у Audi 80 как простенькие версии, так и топ-исполнения, которые имели отдельный индекс "90". Кстати, старшая модель Audi 100 поколения C3, она же "Сигара" или "Селедка" настолько массовой любви в России не имела, хотя и встречалась регулярно.

Чуть доработанные Lada Granta и Kalina. Чего ждать от подержанных Datsun

До третьего поколения Audi 80 и Volkswagen Passat технически, да и по сути были одной и той же машиной. А вот с третьего поколения дороги их разошлись, так что несмотря на одинаковый индекс "B3", общим у машин был только ряд моторов. В Audi 80 за ее десятилетнюю историю их побывало аж одиннадцать штук в разных форсировках - от 65 до 175 лошадиных сил. Audi 80 стала первым в классе полностью оцинкованным автомобилем, так что при безаварийной езде "Бочки" живут довольно долго.

Сегодня Audi 80 представлена на вторичном рынке в обширном разнообразии: от уколхоженных "ведер" за 20-30 тысяч рублей до вполне приличных образцов за 200-250 тысяч. За редкие экземпляры с двигателями V6 порой просят нереальные 400 000 рублей. Интересно, что ухоженные Audi 80 до сих пор можно встретить даже на площадках trade-in официальных дилеров.

Ford Sierra

Годы выпуска: 1982-1993

Стоимость: 40 000 - 250 000 рублей

Не самый впечатляющий внешне автомобиль с отечественным прозвищем "Сайра" в конце 80-х начале 90-х стал настоящей легендой, главным образом благодаря автоспорту. Помимо рядовых седанов, лифтбеков и универсалов, существовала и трехдверная версия, которую все называли не иначе как купе. Кузов на тот момент имел рекордно низкий коэффициент лобового сопротивления. Именно на базе трехдверки был создан культовый Ford Sierra RS Cosworth и RS500 Cosworth, гоночные модификации которых с 1987 по 1992 год становились победителями всевозможных гоночных серий. Компьютерные игры-гонки 90-х не обходились без Ford Sierra.

Соседи заглушили громкий Ford Mustang монтажной пеной

Невероятное разнообразие модификаций при огромном разбросе цен быстро сделали Ford Sierra очень популярной машиной практически во всех странах, где она продавалась, в том числе и в России. В общей сложности на модель устанавливалось четырнадцать моторов (!) - от чахлого 1.3 до сумасшедшего V8 5.0. Был доступен задний и полный привод, механическая и автоматическая коробка передач. Учитывая культовый статус спортивных версий, для Sierra даже тогда можно было заказать специальные обвесы, спойлеры и антикрылья.

Увы, в нашей стране о гоночной судьбе Ford Sierra знали в основном увлекающиеся автознатоки. Для большинства автолюбителей это была странно выглядящая небольшая машина с привычным после "Жигулей" задним приводом, удобным багажником лифтбека или универсала, а также довольно мощным за свои деньги 2.0-литровым мотором - самый популярный в нашей стране двигатель. За ухоженные экземпляры сегодня могут просить около 200 тысяч рублей.

Opel Omega A

Годы выпуска: 1984-1994

Стоимость: 40 000 - 200 000 рублей

Флагман модельного ряда Opel и официально лучший автомобиль Европы 1987 года. Настоящий заднеприводный лайнер, чем-то напоминавший американские авто формата full-size - эдакий "еврокадиллак". Собственно, под видом Cadillac следующая Omega B будет продаваться в США. Существовала и по-настоящему премиальная версия "Омеги" под названием Opel Senator, которая в базе оснащалась линейкой мощных моторов, кондиционером, круиз-контролем и прочими сибаритскими на тот момент опциями.

Почему вернувшийся в Россию Opel ждет провал

В России 90-х Opel Omega А в улучшенных комплектациях часто покупали получившие первый успех начинающие бизнесмены, которые не хотели сильно выделяться, но желали-таки показать свой более высокий статус. Автомобиль обладал просторнейшим салоном, аквариумным остеклением, мягчайшим ходом и тяговитыми моторами, включая топовый 3.0 мощностью 204 лошадиные силы. Популярным был и огромный универсал Omega Caravan.

В конце прошлого века машины делились по классам исключительно по размеру, а не по мощности и оснащению, так что даже флагманский Opel Omega продавался, как бы сейчас сказали, и в "босяцких" версиях - с двигателями 90-115 лошадиных сил и "полупустой" комплектации. Именно такие версии сегодня чаще всего и встречаются в объявлениях. На большую часть этих машин без слез не взглянешь, однако найти "живые" образцы за 120-130 тысяч рублей даже из одних российских рук все-таки можно.

Toyota Carina E

Годы выпуска: 1992-1997

Стоимость: 50 000 - 350 000 рублей

Очень популярная и на момент выхода очень современная во всех смыслах машина, которой из 80-х годов достались в основном моторы. "Кариной Е" назывались только европейские версии "Тойоты", которая также известна как Carina IX поколения, а в самой Японии как Corona SF или универсал Caldina.

Toyota Carina E одна из первых моделей, которую в России можно было купить новой. Кстати, уже тогда машина полюбилась всевозможным ведомствам и госструктурам. Директора региональных организаций нередко выбирали новую Toyota как альтернативу пригнанным Mercedes и BMW. Кстати, первый дилерский центр Toyota был открыт еще в СССР в 1986 году сначала как сервисный центр, а с 1990 года и как автосалон.

Когда можно проехать на красный сигнал светофора

На фоне всевозможных "Гольфов", "Кадетов" и "Пассатов" родом из первой половины 80-х, созданная уже в новом стилистическом дизайне Carina E выглядела очень прогрессивно. Модель существовала в трех кузовах - седан, лифтбек и универсал - из которых самым популярным стал первый. Под капотом можно было найти бензиновые моторы 1.6, 1.8 и 2.0, а также редкий 2.0-литровый дизель. Автомат по тем временам тоже был большой редкостью.

Сегодня на вторичном рынке Toyota Carina E представлена обширно, причем большая часть объявлений предлагает вменяемые по состоянию образцы 25-летней давности, правда за 200-300 тысяч рублей, то есть, по цене 5-7-летних бюджетников вроде Renault Logan. Статус никогда не ломающейся "Тойоты" (который, кстати, к Carina E английской сборки особо не относится) работает до сих пор еще с тех времен.

За бортом нашего обзора осталось еще значительное число достойных автомобилей более высокого ценового сегмента, большая часть из которых была несбыточной мечтой для большинства населения. О них - в следующий раз.

Легковые авто