16.09.2021 18:58
Кинократия

"Дюна": какой получилась самая ожидаемая фантастическая премьера года

Текст:  Дмитрий Сосновский
Сегодня - День Большого Холивара в Рунете, который наверняка войдёт в историю. Он бы стал всемирным, но на Западе "Дюна" выйдет только 22 октября - одновременно с онлайн-премьерой. А везучий российский зритель может посмотреть опус Дени Вильнёва уже сейчас.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Дюна"

Экранизация романа Фрэнка Герберта, конечно, была обречена стать яблоком раздора при такой обширной и фанатичной базе поклонников. Вполне сравнимой с армией толкинистов. Соответственно, и масштабная киноадаптация "Дюны" должна была либо стать для масскульта тем, чем в своё время стала трилогия Питера Джексона, либо обернуться грандиозным и обидным провалом.

Что в кино: Серебренников, победитель ММКФ, хоррор Джеймса Вана

Первая (состоявшаяся - умерщвлённый в зародыше вариант Алехандро Ходоровски не в счёт) попытка сделать из "Дюны" кино, предпринятая в 1984-м, вышла неудачной - её побыстрее постарались забыть и режиссёр Дэвид Линч, которому после этого пришлось перезапускать карьеру (с чем он, на наше счастье, справился более чем успешно), и тем более поклонники Герберта, не оценившие экспериментаторства и отступлений от текста. Хотя спустя годы становится ясно, что для того, чтобы адекватно перенести на экраны причудливый мир, созданный американским писателем, тогда попросту не хватало мощностей, готовых дать карт-бланш продюсеров и вообще понимания, как браться за подобные вещи.

Сейчас у Дени Вильнёва было всё вышеназванное. За плечами - опыт и коллеги Джексона, и собственный, заработанный "Прибытием" и "Бегущим по лезвию 2049", тоже в разной степени основанными на популярной фантастической литературе. И - финансовые возможности студий Legendary и Warner Bros., предоставивших постановщику и сценаристу широкую свободу действий. С существенной, впрочем, оговоркой, о которой позже.

Если одну из двух главных проблем, стоящих перед тем, кто взялся экранизировать "Дюну", - денежную (особенно она бросалась в глаза в трехсерийном телефильме канала Sci Fi 2000 года - был и такой), по крайней мере на время Дени мог отложить в сторону, решение второй требовало поистине огромных усилий. Превратить весьма тяжёлый, крючковатый, перегруженный отсылками и цитатами, то и дело погружающийся в психоделическую медитацию текст в нечто удобоваримое для массового зрителя - это настоящий подвиг, спросите того же Линча.

В самых общих чертах фабула такова. Далёкое будущее. Человечество существует в неком сверхтехнологичном аналоге средневековья (ох уж эти фантасты-оптимисты). Главный герой - молодой Пол, наследник благородного и уважаемого Дома Атрейдесов. Вместе с семьёй он по приказу Императора вынужден покинуть родину и отправиться на Арракис - планету-пустыню, кишащую гигантскими песчаными червями и богатую субстанцией, называемой специей. Это вещество - самое ценное в здешней ойкумене, оно необходимо для межпланетных перелётов, а также используется как мощный галлюциноген и стимулятор невероятных психических способностей.

"Мистер Корман": смешной и грустный сериал о миллениалах

Атрейдесы сменяют на посту представителей Империи Харконненов - своих давних врагов и вообще чрезвычайно неприятный клан. А всё потому, что коварный монарх решает таким образом стравить два великих Дома и искоренить Атрейдесов, ставших, по его мнению, слишком влиятельными. В такой обстановке юноше, переживающему пророческие видения и обнаружившему вдобавок, что он по материнской линии тоже очень непрост и вообще по ряду признаков является предсказанным давным-давно мессией, приходится быстро повзрослеть. Он обращается за помощью к суровым аборигенам Арракиса - фрименам. И встаёт перед тяжёлым выбором - устраниться и избежать глобальной резни или отомстить и восстановить справедливость.

Но это всё - не более чем аннотация для обложки. "Дюна" Герберта - причудливое сочетание боевой космофантастики и оригинального фэнтези, громоздкого технологизма и изящной сказочности, западного прагматизма и восточной эзотерики, небывалого внешнего размаха и глубокой внутренней рефлексии. С массой колоритнейших персонажей и всяческими интригами. И неподражаемым тягучим языком. Поди это всё отрази на экране.

Вильнёв, за что ему низкий поклон, действительно с этим справился, сохранив и основу сюжета, и особое настроение романа. Мрачный мир Герберта, оживший трудами съёмочной команды, затягивает моментально, и повествование своим неспешным темпом не утомляет, а завораживает. Не в последнюю очередь, конечно, благодаря гигантоманским масштабам и бронебойному гнетущему пафосу, царящим на экране на протяжении всех двух с половиной часов - сумасшедшие спецэффекты в сочетании с потрясающим саундтреком Ханса Циммера (вот как он умеет). И, конечно, замечательное попадание исполнителей главных ролей - сплошь, само собой, звёзд - от Тимоти Шаламе до Джейсона Момоа (лёгкую чехарду в угоду "повесточки" проигнорируем - тут она сравнительно ненавязчива).

"Кейт": худшее продолжение идей "Джона Уика" и "Взрывной блондинки"

Разумеется, всё предстаёт в изрядно упрощённом виде, и сразу же нашлись охотники Вильнёву со товарищи за это попенять. Претензия вполне предсказуема и понятна, но требовать от кино по мотивам такого произведения большего, по меньшей мере, наивно. Если возвращаться к аналогии с "Властелином колец" Джексона, умудрившегося угодить большинству поклонников Толкина, едва ли вы найдёте уважающего себя толкиниста, который в трезвом уме посоветует не знакомому с текстом человеку ограничиться просмотром кинотрилогии - при всём к ней уважении и любви. Кино пользуется своими выразительными средствами - и Вильнёв с ними обращается мастерски, - неизбежно игнорируя другие.

Загвоздка в том, что Вильнёв, имея возможность снять "Дюну" так, как считает нужным, решился разделить сюжет первого романа цикла на два фильма. Не заручившись гарантией, что получит "зелёный свет" на съёмки второго. А это зависит только от рейтингов - причём, как уточнили в студии, в первую очередь - в онлайн-кинотеатре HBO Max. Хотя смотреть "Дюну" определённо стоит на большом экране. Так или иначе, задача ценителей хорошей кинофантастики - посильно помочь Дени реализовать свой план. Даже несмотря на то, что вторая часть, по его обещанию, грозит стать более ревизионистской.

Текст на сайте "Год литературы"

4
Рецензии